Музей открыт ежедневно с 9.00 до 18.00, прием посетителей с 10.00 до 18.00
(касса – до 17.00)
Выходные - понедельник, вторник и последняя пятница месяца.
На летний период (май-сентябрь) по субботам музей открыт для приема посетителей до 20.00, касса – до 19.00.
Проведение экскурсий в вечернее время по предварительному заказу (заказ не позднее, чем за 1 день). Посещение выставки в Даровом возможно только с экскурсией
.
На машине

По трассе М5 (Ново-Рязанское шоссе) через Луховицы или по платной трассе М4 через Ступино. Железный конь доставит вас аккурат к зарайскому кремлю. Пропустить его невозможно, так что не заблудитесь. Музей находится здесь же на территории кремля.

На автобусе / электричке

От станции метро «Котельники» на Зарайск ежечасно отправляется автобус № 330. 2,5 часа в дороге и вас подвезут к самому кремлю. Кстати, автовокзал находится в старинных торговых рядах. Поэтому автобусные маршруты также популярны у нас.
→ расписание автобусов (Яндекс-расписание)

Если вы уже одной ногой в электричке маршрут такой: от Казанского вокзала до станции «Голутвин» (2 часа), а потом на автовокзале «Голутвин» садитесь в автобус № 31 (Коломна-Зарайск) и наслаждаетесь часовым путешествием до зарайского кремля. Или от Казанского вокзала до станции «Луховицы» (2,5 часа), откуда 40 минут на автобусах № 24 или № 31.

На такси

Зеленоглазое доставит вас по маршруту Москва - Зарайск примерно за 3.200 рублей.

Древности Зарайского кремля

Выставка «Древности Зарайского кремля» приурочена к 100-летию Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль».

На заре истории музея в 1922 году в древнем Николаевском соборе кремля был создан Церковно-исторический отдел, в собрание которого вошли образцы иконописи и декоративно-прикладного искусства из ризницы храма, а также ценнейшие из повсеместно закрывавшихся древних церквей.

Соборы занимают особое место в ансамбле Зарайского кремля. Один из них, Николаевский (Никольский), был построен одновременно с кремлем по воле Великого князя Василия III. Летопись под 1528 годом говорит: «Того же лета заложил князь Великий на Осетре город каменной, а в нем церьковь камену Николу чудотворца Заражскаго». В 1681 году царь Федор Алексеевич «указал в Зарайске соборную каменную церковь разобрать и построить вновь». Этот храм с некоторыми изменениями мы видим и сегодня. Ризница собора начала складываться еще в XVI веке. Этому способствовало широкое почитание зарайского образа Николая Чудотворца, восходящего к XIII веку. За четыре столетия здесь была скоплена представительная коллекция произведений древнерусского искусства, включавшая редкие иконы, вкладные литургические приборы, образцы лицевого шитья XV–XIX веков. Центром этого собрания была сама икона Николы Зарайского в драгоценном окладе, выполненном по указу Василия Шуйского в 1608 году. Интерьер самого собора украшал большой трехъярусный резной иконостас в стиле барокко.

В июне 1922 года экспонаты ризницы были систематизированы и составили следующие отделы: 1) древнерусского шитья XV—XVIII вв., 2) новгородских и московских икон XIV—XVIII вв., 3) ювелирно-чеканный, 4) резьбы по дереву и камню, 5) эмали, 6) книжной графики и письменности, 7) церковного быта. В 1920-е годы в этом фонде числится 234 предмета. В 1924–1926 годах число отделов было сокращено: «1. Русское шитье XV—XVII вв. 2. Ювелирно-чеканные коллекции русской раб. XVI—XVII вв. 3. Статуарное искусство русск. раб. XVIII—XIX вв. 4. Иконопись XV—XVIII вв.».

В семье организатора Зарайского музея И. П. Перлова сохранились его дневники. Записи в дневнике за 1922 год говорят о глубоких переживаниях, связанных с разрушением храмов, уничтожением икон и христианских святынь. Из дневника от 2 апреля 1922 года: «Мы с Морозовым приходили в кремль и перетаскивали в музейной бельевой корзине тяжелые книги, церковные сосуды и кресты, и устраивали их в древнем алтаре Николаевского собора в шкафу красного дерева. Со времени переноски ценностей в старый собор мы ежедневно готовились к бою…».

Сохраненный в 1920-е годы, в следующем десятилетии Церковно-исторический отдел перестал существовать. Судьба подавляющей части собрания неизвестна.

В 2013 году после полувекового отсутствия в Зарайский кремль вернулась главная святыня города — чудотворная икона Николы Зарайского. Образ постоянно находится в Иоанно-Предтеченском соборе.

Выставка «Древности Зарайского кремля» является итогом длительной работы по выявлению уцелевших предметов, входивших когда-то в собрание Церковно-исторического отдела, и попыткой спустя почти столетие снова собрать в стенах музея то немногое, что сейчас нам дает представление об утраченном богатстве наследия древнего Зарайского края. В экспозиции будут представлены предметы из собраний Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль», Государственного исторического музея, Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника, Музейно-выставочного комплекса Московской области «Новый Иерусалим».

Присутственные места

С 2014 года коллекции музея размещаются в здании Присутственных мест в юго-западной части кремля. Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль» вот уже на протяжении 100 лет хранит уникальное собрание предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, поступивших, в основном, из крупных дворянских усадеб Зарайского уезда. В советское время оно пополнялось за счет государственного музейного фонда и частных пожертвований.

Знакомство посетителей с собранием музея начинается с археологической экспозиции. В ней представлены находки древнейшей на территории Подмосковья Зарайской верхнепалеолитической стоянки (23 — 16 тысяч лет назад). Среди них признанный шедевр первобытного искусства — статуэтка бизона, вырезанная из бивня мамонта 22 тысячи лет назад, и две фигурки «палеолитических венер». Экспозиция демонстрирует полный цикл и технологию производства первобытных кремневых и костяных изделий.

В экспозиции «Русское искусство XVIII — XXвека» представлено уникальное по своему составу собрание дворянских портретов второй половины XVIII — начала XX веков, включающее фамильные галереи Голицыных и Олсуфьевых, Виельгорских и Келлеров, в том числе работы признанных мастеров портретного жанра Ф. Крюгера, А.-Ф. Ризенера, Л. Бакста. Жемчужиной коллекции по праву считается парадный портрет графини М. А. Келлер кисти Леона Бакста. Интересно собрание портретов зарайского купечества. В музее экспонируются работы поздних передвижников академического направления: В. М. Максимова, И. И. Шишкина, В. К. Бялыницкого-Бируля, С. В. Иванова и других.

Гордость музея — предметы из фарфорового десертного сервиза графов Виельгорских — одно из лучших произведений завода князя Н. Б. Юсупова в селе Архангельском.

Западноевропейское искусство XVII — XX веков представлено как образцами европейской живописи, так и предметами старинной мебели, художественной керамики, стекла и бронзы. Экспозиция знакомит с образцами холодного и огнестрельного оружия производства стран Западной Европы и Востока, коллекцией китайского и японского фарфора. Кроме того, в фондах открытого хранения можно познакомиться с не вошедшими в основную экспозицию образцами русской, западноевропейской и восточной керамики XVIII — XX вв. и работами современных художников Ф. Д. Константинова, М. Г. Абакумова.

История музея

Музей в Зарайске открыл двери для посетителей в 1919 году. В маленьком провинциальном городке к этому времени сложилась особая культурная среда, проникнутая духом зарайских древностей. К тому же в дореволюционном Зарайске уже существовали традиции музейного дела, ярким проявлением которых был созданный в 1910 году естественно-исторический музей Зарайского земства. В городе сложилась плеяда людей, готовых посвятить себя делу спасения, сохранения и изучения ускользавшего на глазах культурного наследия. И, наконец, коренные преобразования 1917 года открыли на короткое время неисчерпаемые возможности для комплектования фондов за счет богатейших коллекций так называемых «бывших».

В начале 1918 года в Зарайск был направлен эмиссар музейного отдела Всероссийской коллегии по охране памятников искусства и старины Л. М. Весельчаков, при содействии которого и под руководством И. П. Перлова был создан художественно-исторический музей. Со временем расположившемуся в здании бывших Присутственных мест и Духовного училища музею было передано здание древнего Никольского собора. В нем начал работу отдел церковной архитектуры. В декабре 1924 года естественно-исторический и художественно-исторический музеи были объединены. В это время музей активно пополняется за счет изъятия ценностей из помещичьих усадеб Зарайского уезда.

В 1936 году музей в срочном порядке был переведен в здание Троицкой церкви. Жизнь в музее замирает на долгое время, чтобы возродиться на рубеже 1970–1980 годов. Именно в это время стране и миру были явлены прекрасные произведения искусства, сохраненные немногочисленными сотрудниками.

Новый этап истории начался в 90-е годы прошлого века с приобретением музеем статуса государственного учреждения культуры. С 2014 года музей снова находится в своем историческом здании — в Присутственных местах на территории кремля. К своему столетнему юбилею музей подошел в статусе государственного музея-заповедника.

Узнать больше