Музей открыт ежедневно с 9.00 до 18.00, прием посетителей с 10.00 до 18.00
(касса – до 17.00)
Выходные - понедельник, вторник и последняя пятница месяца.
На летний период (май-сентябрь) по субботам музей открыт для приема посетителей до 20.00, касса – до 19.00.
Проведение экскурсий в вечернее время по предварительному заказу (заказ не позднее, чем за 1 день). Посещение выставки в Даровом возможно только с экскурсией
.
На машине

По трассе М5 (Ново-Рязанское шоссе) через Луховицы или по платной трассе М4 через Ступино железный конь доставит вас аккурат к зарайскому кремлю. Музей находится здесь же, на территории крепости.

На автобусе

От станции метро «Котельники» до Зарайска ежечасно отправляется автобус № 330.
Дорога обычно занимает около 2,5 часов. Одно из преимуществ автобусного маршрута - вас привезут практически к главным воротам кремля.
А сам автовокзал располагается в старинных торговых рядах XVIII в.
→ расписание автобусов (Яндекс-расписание)

На электричке: от Казанского вокзала доезжаете до станции «Голутвин», а затем садитесь в автобус № 31 (Коломна-Зарайск) и наслаждаетесь часовым путешествием до зарайского кремля.
Или от Казанского вокзала до станции «Луховицы» (2,5 часа), откуда 40 минут на автобусах № 24 или № 31.

На такси

Зеленоглазое доставит вас по маршруту Москва - Зарайск примерно за 3.200 рублей.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. ДАРОВОЕ. ЗАРАЙСК

Годы детства великого русского писателя теснейшим образом связаны с усадьбой Даровое, приобретенной его родителями в 1831 году. Именно к Даровому относятся слова Достоевского: «…это маленькое и незамечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь, и где все полно для меня самыми дорогими воспоминаниями».

Драматургия выставки выстроена вокруг центральной инсталляции – условного рабочего стола писателя. Посетитель погружается в мир воспоминаний автора о местах своего детства, самые яркие из которых раскрыты предметным рядом тематических разделов. Экспозиция состоит из двух частей – интерьерной и литературной. Интерьерная часть посвящена впечатлениям юности, поездкам в Даровое, пребыванию в усадьбе. Это были счастливейшие месяцы, наполненные играми с деревенской ребятней на лоне природы, чтением книг взахлеб, чаепитиями в уютном семейном кругу, рядом с расточающей заботу доброй маменькой. Среди представленных на выставке предметов дворянского быта первой половины XIX века есть и те, которые уже в этом году станут частью будущей экспозиции во флигеле на территории музея-усадьбы Даровое.

В литературной части экспозиции прослеживается, как жизненные впечатления отразились в произведениях Достоевского. Например, в романе «Униженные и оскорбленные» мелкопоместный дворянин Ихменев ведет долгую тяжбу с владельцем соседнего богатого поместья Валковским. В реальности судебная тяжба велась между помещиком Хотяинцевым, жившим неподалеку от Дарового, и отцом писателя. В Даровом же произошла знаменательная встреча юного Федора Достоевского с мужиком Мареем, воспоминание о которой помогло Достоевскому пережить каторгу и было описано на страницах «Дневника писателя». В течение каторжного периода писатель внимательно изучал единственную доступную ему книгу – Евангелие. Экземпляр факсимильного издания Евангелия Достоевского представлен на выставке рядом с иллюстрацией «Раскольников и Соня читают Евангелие», выполненной Народным художником СССР Ф.Д. Константиновым.

Не обойдена вниманием и тема последнего приезда Ф.М. Достоевского в Даровое в 1877 году, в период работы писателя над романом «Братья Карамазовы». Это посещение было для него очень важно, так как «если отказывать себе в этих впечатлениях, то как же после того и об чем писать писателю». В знакомых ему с детства местах Достоевский получил большой творческий заряд.

Присутственные места

С 2014 года коллекции музея размещаются в здании Присутственных мест в юго-западной части кремля. Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль» вот уже на протяжении 100 лет хранит уникальное собрание предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, поступивших, в основном, из крупных дворянских усадеб Зарайского уезда. В советское время оно пополнялось за счет государственного музейного фонда и частных пожертвований.

Знакомство посетителей с собранием музея начинается с археологической экспозиции. В ней представлены находки древнейшей на территории Подмосковья Зарайской верхнепалеолитической стоянки (23 — 16 тысяч лет назад). Среди них признанный шедевр первобытного искусства — статуэтка бизона, вырезанная из бивня мамонта 22 тысячи лет назад, и две фигурки «палеолитических венер». Экспозиция демонстрирует полный цикл и технологию производства первобытных кремневых и костяных изделий.

В экспозиции «Русское искусство XVIII — XXвека» представлено уникальное по своему составу собрание дворянских портретов второй половины XVIII — начала XX веков, включающее фамильные галереи Голицыных и Олсуфьевых, Виельгорских и Келлеров, в том числе работы признанных мастеров портретного жанра Ф. Крюгера, А.-Ф. Ризенера, Л. Бакста. Жемчужиной коллекции по праву считается парадный портрет графини М. А. Келлер кисти Леона Бакста. Интересно собрание портретов зарайского купечества. В музее экспонируются работы поздних передвижников академического направления: В. М. Максимова, И. И. Шишкина, В. К. Бялыницкого-Бируля, С. В. Иванова и других.

Гордость музея — предметы из фарфорового десертного сервиза графов Виельгорских — одно из лучших произведений завода князя Н. Б. Юсупова в селе Архангельском.

Западноевропейское искусство XVII — XX веков представлено как образцами европейской живописи, так и предметами старинной мебели, художественной керамики, стекла и бронзы. Экспозиция знакомит с образцами холодного и огнестрельного оружия производства стран Западной Европы и Востока, коллекцией китайского и японского фарфора. Кроме того, в фондах открытого хранения можно познакомиться с не вошедшими в основную экспозицию образцами русской, западноевропейской и восточной керамики XVIII — XX вв. и работами современных художников Ф. Д. Константинова, М. Г. Абакумова.

История музея

Музей в Зарайске открыл двери для посетителей в 1919 году. В маленьком провинциальном городке к этому времени сложилась особая культурная среда, проникнутая духом зарайских древностей. К тому же в дореволюционном Зарайске уже существовали традиции музейного дела, ярким проявлением которых был созданный в 1910 году естественно-исторический музей Зарайского земства. В городе сложилась плеяда людей, готовых посвятить себя делу спасения, сохранения и изучения ускользавшего на глазах культурного наследия. И, наконец, коренные преобразования 1917 года открыли на короткое время неисчерпаемые возможности для комплектования фондов за счет богатейших коллекций так называемых «бывших».

В начале 1918 года в Зарайск был направлен эмиссар музейного отдела Всероссийской коллегии по охране памятников искусства и старины Л. М. Весельчаков, при содействии которого и под руководством И. П. Перлова был создан художественно-исторический музей. Со временем расположившемуся в здании бывших Присутственных мест и Духовного училища музею было передано здание древнего Никольского собора. В нем начал работу отдел церковной архитектуры. В декабре 1924 года естественно-исторический и художественно-исторический музеи были объединены. В это время музей активно пополняется за счет изъятия ценностей из помещичьих усадеб Зарайского уезда.

В 1936 году музей в срочном порядке был переведен в здание Троицкой церкви. Жизнь в музее замирает на долгое время, чтобы возродиться на рубеже 1970–1980 годов. Именно в это время стране и миру были явлены прекрасные произведения искусства, сохраненные немногочисленными сотрудниками.

Новый этап истории начался в 90-е годы прошлого века с приобретением музеем статуса государственного учреждения культуры. С 2014 года музей снова находится в своем историческом здании — в Присутственных местах на территории кремля. К своему столетнему юбилею музей подошел в статусе государственного музея-заповедника.

Узнать больше