Музей открыт с 9.00 до 18.00, прием посетителей с 10.00 до 18.00
(касса – до 17.00)
Выходные - понедельник, вторник и последняя пятница месяца.
На летний период (май-сентябрь) по субботам музей открыт для приема посетителей до 20.00, касса – до 19.00.
Проведение экскурсий в вечернее время по предварительному заказу (заказ не позднее, чем за 1 день). Экскурсии по территории города, кремля, усадьбе в Даровом  не принимаются позднее 15.30
.
На машине

По трассе М5 (Ново-Рязанское шоссе) через Луховицы или по платной трассе М4 через Ступино железный конь доставит вас аккурат к зарайскому кремлю. Музей находится здесь же, на территории крепости.

На автобусе

От станции метро «Котельники» до Зарайска ежечасно отправляется автобус № 330.
Дорога обычно занимает около 2,5 часов. Одно из преимуществ автобусного маршрута - вас привезут практически к главным воротам кремля.
А сам автовокзал располагается в старинных торговых рядах XVIII в.
→ расписание автобусов (Яндекс-расписание)

На электричке: от Казанского вокзала доезжаете до станции «Голутвин», а затем садитесь в автобус № 31 (Коломна-Зарайск) и наслаждаетесь часовым путешествием до зарайского кремля.
Или от Казанского вокзала до станции «Луховицы» (2,5 часа), откуда 40 минут на автобусах № 24 или № 31.

На такси

Зеленоглазое доставит вас по маршруту Москва - Зарайск примерно за 3.200 рублей.

«ВЕЛИЧАЙШИЙ ДРАМАТУРГ». К 200-ЛЕТИЮ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Выставка создана в сотрудничестве с Государственным центральным театральным музеем имени А.А. Бахрушина.

Интерпретации творческого наследия Ф.М. Достоевского занимают особое место в истории русского и советского театра. Самым известным высказыванием писателя на тему инсценировки его романов является письмо, написанное им 20 января 1872 года В.Д. Оболенской, в котором очевидно скептическое отношение писателя к таким постановкам: «Насчет же Вашего намерения извлечь из моего романа драму, то, конечно, я вполне согласен, да и за правило взял никогда таким попыткам не мешать; но не могу не заметить Вам, что почти всегда подобные попытки не удавались, по крайней мере, вполне». Посетитель выставки не только сможет проследить эволюцию отношения режиссеров к авторскому тексту, но и ответить на вопрос, мучавший творческую интеллигенцию начала XX века: возможен ли театр Достоевского?

В.И. Немирович-Данченко, объясняя интерес МХТ к прозе, писал: «Достоевский, по существу, величайший драматург, хотя никогда не писал для сцены… Как огромный мастер интриги, он бесконечно театрален». Скандальные спектакли «Братья Карамазовы» и «Николай Ставрогин» (по роману «Бесы»), поставленные в 1910-1913 годах, представлены альбомом с фотографиями и открытками спектакля «Братья Карамазовы» начала XX века из фондов Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль», а также фотографиями, эскизами декораций и костюмов М.В. Добужинского к постановке «Николай Ставрогин» из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.

Возрождение интереса к запрещенному до того наследию Достоевского на советской сцене стало одним из определяющих факторов успеха в 1950-е годы. Эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Идиот», в числе которых легендарная постановка Г.А. Товстоногова 1957 года (Ленинград, Государственный Большой драматический театр имени М. Горького), будут расположены рядом с эскизами А.Н. Бенуа к представлению, состоявшемся в театре «Водевиль» в Париже в 1925 году.

Предметный ряд выставки «»Величайший драматург». К 200-летию со дня рождения Ф.М.  Достоевского» позволит проследить ключевые интерпретации произведений Достоевского от самых известных постановок начала XX века до начала XXI в. Сценическое воплощение романов, повестей и рассказов писателя будет проиллюстрировано театральными афишами, эскизами костюмов и декораций, макетами и фотографиями спектаклей.

 

Присутственные места

С 2014 года коллекции музея размещаются в здании Присутственных мест в юго-западной части кремля. Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль» вот уже на протяжении 100 лет хранит уникальное собрание предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, поступивших, в основном, из крупных дворянских усадеб Зарайского уезда. В советское время оно пополнялось за счет государственного музейного фонда и частных пожертвований.

Знакомство посетителей с собранием музея начинается с археологической экспозиции. В ней представлены находки древнейшей на территории Подмосковья Зарайской верхнепалеолитической стоянки (23 — 16 тысяч лет назад). Среди них признанный шедевр первобытного искусства — статуэтка бизона, вырезанная из бивня мамонта 22 тысячи лет назад, и две фигурки «палеолитических венер». Экспозиция демонстрирует полный цикл и технологию производства первобытных кремневых и костяных изделий.

В экспозиции «Русское искусство XVIII — XXвека» представлено уникальное по своему составу собрание дворянских портретов второй половины XVIII — начала XX веков, включающее фамильные галереи Голицыных и Олсуфьевых, Виельгорских и Келлеров, в том числе работы признанных мастеров портретного жанра Ф. Крюгера, А.-Ф. Ризенера, Л. Бакста. Жемчужиной коллекции по праву считается парадный портрет графини М. А. Келлер кисти Леона Бакста. Интересно собрание портретов зарайского купечества. В музее экспонируются работы поздних передвижников академического направления: В. М. Максимова, И. И. Шишкина, В. К. Бялыницкого-Бируля, С. В. Иванова и других.

Гордость музея — предметы из фарфорового десертного сервиза графов Виельгорских — одно из лучших произведений завода князя Н. Б. Юсупова в селе Архангельском.

Западноевропейское искусство XVII — XX веков представлено как образцами европейской живописи, так и предметами старинной мебели, художественной керамики, стекла и бронзы. Экспозиция знакомит с образцами холодного и огнестрельного оружия производства стран Западной Европы и Востока, коллекцией китайского и японского фарфора. Кроме того, в фондах открытого хранения можно познакомиться с не вошедшими в основную экспозицию образцами русской, западноевропейской и восточной керамики XVIII — XX вв. и работами современных художников Ф. Д. Константинова, М. Г. Абакумова.

История музея

Музей в Зарайске открыл двери для посетителей в 1919 году. В маленьком провинциальном городке к этому времени сложилась особая культурная среда, проникнутая духом зарайских древностей. К тому же в дореволюционном Зарайске уже существовали традиции музейного дела, ярким проявлением которых был созданный в 1910 году естественно-исторический музей Зарайского земства. В городе сложилась плеяда людей, готовых посвятить себя делу спасения, сохранения и изучения ускользавшего на глазах культурного наследия. И, наконец, коренные преобразования 1917 года открыли на короткое время неисчерпаемые возможности для комплектования фондов за счет богатейших коллекций так называемых «бывших».

В начале 1918 года в Зарайск был направлен эмиссар музейного отдела Всероссийской коллегии по охране памятников искусства и старины Л. М. Весельчаков, при содействии которого и под руководством И. П. Перлова был создан художественно-исторический музей. Со временем расположившемуся в здании бывших Присутственных мест и Духовного училища музею было передано здание древнего Никольского собора. В нем начал работу отдел церковной архитектуры. В декабре 1924 года естественно-исторический и художественно-исторический музеи были объединены. В это время музей активно пополняется за счет изъятия ценностей из помещичьих усадеб Зарайского уезда.

В 1936 году музей в срочном порядке был переведен в здание Троицкой церкви. Жизнь в музее замирает на долгое время, чтобы возродиться на рубеже 1970–1980 годов. Именно в это время стране и миру были явлены прекрасные произведения искусства, сохраненные немногочисленными сотрудниками.

Новый этап истории начался в 90-е годы прошлого века с приобретением музеем статуса государственного учреждения культуры. С 2014 года музей снова находится в своем историческом здании — в Присутственных местах на территории кремля. К своему столетнему юбилею музей подошел в статусе государственного музея-заповедника.

Узнать больше