О художнике Дергилёве И.Я.

Жизнь художника – это то, что он создал в своей жизни. Например, у французского скульптора Э.М. Фальконе (1716-1791) для нас это «Зима» и «Медный всадник». Русский художник Иван Яковлевич Дергилёв (1926-1997) – это 1237 художественных почтовых открыток, общий тираж которых составил более семи миллиардов экземпляров. Из общего числа его открыток 20 % (241 шт.) составляют новогодние поздравительные открытки.

Первая его новогодняя открытка (тираж 3 млн) выпущена Министерством связи СССР в 1963 г. Видимо, автор был не совсем удовлетворён этой работой: в изображении отсутствуют именно новогодние символы и ощущение праздника, половину лицевой стороны открытки занимает красивая фотография зимнего леса с кулисной композицией первого плана и сосновым бором на дальнем плане. К празднику Нового года отсылает только надпись. Поэтому в следующем году (1964) автор меняет композицию, вводя на передний план заснеженную ель, а на поле со шрифтовым поздравлением – рисунок несущейся тройки с Дедом Морозом в санях, что придает динамику, позитивный настрой и праздничный подъем изображению в целом. На других открытках вместо зимнего леса используются московские городские пейзажи: Театральный проезд с гостиницей «Метрополь», универмаг ЦУМ (в прошлом «Мюр и Мюрилиз»). Множество светящихся окон обоих зданий создают ощущение праздника.

В 1965 году вышла рисованная новогодняя открытка с МГУ: огромная луна и горящие желтые фонари, вдали темный силуэт Университета. Открытка напечатана в три цвета, но передает предпраздничное настроение и тишину зимней ночи.

До работы в открытке Иван Яковлевич работал в издательстве «Недра» – суховатая, черно-белая работа. В начале 1960-х годов издание «было плановым, на него сверху спускались разнарядки на полиграфические материалы, бумагу и краски, главное, деньги на печать, а на открытку руководство всегда смотрело как на препятствие в работе, ведь она долго была неплановой», – вспоминает заведующий производством издательства «Художник РСФСР» Аркадий Алексеевич Кузьмин о 1963 годе. «В середине 1960-х открытка стала попадать в план. Традиция поздравлять открытками родственников и друзей возвращалась с политикой «оттепели» как одна из свобод. Открытки были востребованы» (Журнал «ЖУК», 2021 год, номер 36, стр. 8-13). На фоне таких изменений в стране более понятны поиски И. Я. Дергилёвым своего пути в художественной открытке. В 1968 году вышла его новогодняя открытка с плюшевым мишкой и телефоном, в 1969 году – рисованные Дед Мороз со Снегурочкой с ракетой и птичками.

Нужно отметить, что Иван Яковлевич интересовался разными видами искусства: литературой – писал стихи, в молодости поехал в Москву поступать в Литературный институт (а поступил в Строгановское училище на скульптурное отделение); пробовал играть на фортепиано и на собственной балалайке. Иван Яковлевич знал и любил фотографию как значительную часть изобразительного творчества. У него были две большеформатные деревянные фотокамеры начала ХХ века, которые он постоянно совершенствовал «для постановочных целей» (Журнал «Филокартия», 2007 год, номер 3-5, стр. 47-48).

В 1974 году к Новому году вышло четырнадцать открыток Дергилёва, в том числе «Красная звезда с еловой веткой и шариками», «Серп и молот и звезда с веткой и шариком» и «Герб Советского союза с еловыми ветками и шишками». Государственная символика СССР крупным планом в окружении милых веточек с шишками поразила тогда неожиданным сочетанием очень серьезного (раньше такая символика встречалась только на документах с гербовой бумагой: паспорт, свидетельство о браке и рождении, различные грамоты) с почти бытовым, легкомысленным, лежащим на обеденном столе рядом с ложками-вилками. Такое сочетание как-то даже сблизило государство с людьми.

Технически Иван Яковлевич фотографировал объекты, лежащие на горизонтальных прозрачных подложках, поэтому мог варьировать и совмещать разного цвета фон, изобразительный материал, реальные предметы, цветы (букет часто составлялся мозаично: цветоножка, листья, сам цветок, оживляющие травинки – все отдельно складывалось в общую «мозаику»). В открытках часто встречаются изображения часов (карманных и каминных), которые художник любил и даже мог сам починить.

«Постановочные композиции» Дергилёва И.Я. удивляют широким разнообразием используемых предметов: подсвечники (металлические, хрустальные, фарфоровые), «горящие» свечи, чернильница с гусиным пером, самовар (металлический и фарфоровый), детские игрушки, розы.

Художник создал и свой образ Деда Мороза и мальчика – Нового года. Его Дед Мороз едет на мотороллере, в правительственном открытом автомобиле, летит на персональной ракете в космосе, с внуком продирается в чащобе зимнего леса, с санками и ёлкой на плече идет по деревням, разнося подарки.

Сейчас, уже в ХХI веке, интересно рассматривать открытки Ивана Яковлевича и с исторической точки зрения: что ценили люди в ту эпоху, что считали красивым, как представляли Деда Мороза, как поздравляли друг друга, какие поздравительные открытки художника выбирали другие народы.

Если бы население Земли составило 7 миллиардов 168 миллионов человек, каждому человеку к Новому году досталось бы по открытке талантливого художника Ивана Яковлевича Дергилёва.

Н.В. Краснушкина, филокартист,
коллекционер открыток И.Я. Дергилёва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2023 «Зарайский кремль». Все права защищены.
Информация на страницах сайта не является публичной офертой.
Политика конфиденциальности. Регламент предоставления государственной услуги.
Путеводитель по Подмосковью Госуслуги Travellers’ Choice Культура. Гранты России - информационный портал Министерство культуры Московской области