Skip to content
 

Многочисленные посетители музея-заповедника "Зарайский кремль", в текущем году отметившего столетний юбилей, не устают восхищаться богатством и разнообразием его коллекций. Отмечая уникальность древних раритетов, зачастую задаваясь вопросом - как удалось сохранить все это богатство? - гости выражают искреннюю благодарность тем, кто сберег бесценные экспонаты - музейным хранителям. В чем же специфика этой профессии?

Сбережению и приумножению сокровищ веков мы все обязаны деятельности хранителей этих ценностей. Благодаря их повседневной - будничной, кропотливой, отнюдь не бросающейся в глаза работе, изучается и приумножается чаша даров древности, исчезают "белые пятна" в истории пусть и отдельно взятого музея, и края.

Деятельность музейного смотрителя - обширная и многогранная - включает в себя целый ряд аспектов. Для обеспечения сохранности бесценных раритетов необходимо соблюдение температурно-влажностного режима, надлежащее размещение их на стеллажах и полках хранилища - значит, требуется соответствующее оборудование. Причем размещать предметы следует таким образом, чтобы при необходимости любой из них можно было оперативно изъять с места хранения, не беспокоя при этом соседние. (А еще хранитель должен четко представлять, где именно, в какой из секций находится тот или иной экземпляр из тысяч (!) единиц хранения, дабы задать точное направление поиска). Приходится учитывать и возможную пагубную деятельность жучков-, букашек-вредителей, что является одной из проблем хранения музейных коллекций. При экспонировании предметов именно хранитель диктует условия их размещения в залах музея с учетом и правильного освещения (чтобы не допустить выцветания красок), и "защиты" от посетителей, которые, бывает, совершенно непроизвольно так и норовят потрогать очередной раритет.

Словом, хранитель должен обладать огромным багажом знаний по вверенной коллекции. Это вопросы искусствоведения, определяющие "сущность" предмета, основы реставрационной работы, азы биологии - для охраны от тех же вредителей. Это историческая составляющая, ведь любая вещь является неотъемлемой частью большого предметного мира, его знаковым символом, по которому мы составляем свое суждение о той эпохе. Хранителям музейных коллекций приходится заниматься самообразованием,  по сути - серьезной научной работой по изучению собрания. Каждый предмет исследуется столь широко и кропотливо, что после нескольких лет работы хранитель, что называется, с закрытыми глазами может четко представить и описать его внешний вид вплоть до мельчайших царапин и сколов.

Несмотря на всю "безумную", по выражению одного из наших хранителей, ответственность за собрание предметов огромной исторической, художественной, культурной, мемориальной, а нередко и научной ценности, многие из представителей этой музейной профессии отмечают ее несомненную притягательность. Хотя бы в плане весьма любопытных открытий, случающихся в ходе исследовательской работы, в результате которой ранее анонимный, бессловесный, так сказать, предмет вдруг "начинает говорить", обретая жизнь и судьбу. Так, в музейном собрании живописи имеется портрет молодой женщины кисти неизвестного художника, своим стилем вызывающий ассоциации с хорошо знакомым полотном И. Крамского "Неизвестная". А в коллекции графики хранится портрет работы В. Серова, запечатлевший супругу владельца имения "Затишье" Зарайского уезда - Берту Перле. Сравнительный анализ двух произведений позволил предположить, что в обоих случаях изображена одна и та же женщина, правда - в разные годы жизни. Пока это предположение остается гипотезой, но оно подвигло хранителя данной коллекции на изучение родословной семьи Перле. В результате исследования выяснилось, что супруг Берты, коммерсант Адольф Перле являлся представителем в России едва ли не всемирно известной швейцарской часовой фирмы, основатель которой в свое время был придворным часовщиком трех французских королей, а фирма процветает и сегодня, выпуская престижную продукцию. Вот такой штрих к истории Зарайского уезда XIX века.

Или другой пример. В экспозиции представлена изысканная десертная тарелка с изображением Аполлона и Артемиды, выпущенная в начале XIX века на Севрской мануфактуре (Франция) и поступившая в музей в 1919 году из имения Сенницы. В ходе исследования выяснилось: тарелка имеет порядковый номер, что говорит о ее принадлежности к сервизу, конкретно - к знаменитому Олимпийскому. Тому самому, что был сделан по заказу Наполеона и подарен российскому императору Александру I, а в настоящее время хранится в Оружейной палате Московского Кремля. В сервиз входили 69 десертных тарелок с изображением героев древнегреческих мифов, и по свидетельству специалистов Оружейной палаты, все предметы на месте. Можно предположить, что тарелка из музейного собрания была сделана на заказ (как копия) и является штучным изделием, причем качество повтора столь высокое, что не уступает оригиналу. Остается только догадываться, кем из владельцев Сенниц и по какому поводу был сделан заказ на эту вещь знаменитой Севрской мануфактуре...

Перефразируя известного поэта, хотелось бы сказать: "О, сколько нам открытий чудных готовит... работа музейного хранителя". Открытия такого рода вкупе с искренним восхищением посетителей экспонируемыми древностями дают хранителям коллекций ощущение значимости, можно сказать - высокой миссии своего труда, который делается не на время, а на века. Как сказал классик персидской поэзии Г. Низами:

И если посеяли деды сынам,

Уместно посеять для внуков и нам.