Население Зарайска занималось торговлей еще с XVI – XVII веков. «Жилецкие» люди городского посада были торговцами и ремесленниками, да и служилое население в мирное время также могло вести торговлю в качестве дополнительного источника средств. Город, удобно расположенный на пересечении торговых путей, быстро развивался. В 1625 году в 170 дворах жили мастера, работавшие по 30 специальностям, более 60 человек занимались торговлей, жители 90 дворов – хлебопашеством, а торговые ряды насчитывали более 400 лавок, лавочных мест, амбаров и столов.

Благосостояние Зарайска, находившегося в стороне от крупных рек, было связано с Астраханским трактом – дорогой от Москвы через Коломну в сторону Зарайска, а далее через Тамбов в Нижнее Поволжье. Во второй половине XVIII века Зарайск становится крупным торговым центром Рязанского наместничества (с 1796 года – Рязанской губернии), в город начинают стекаться товары практически со всех окрестных территорий, оживленной была и внутригородская торговля. Спецификой Зарайска стала торговля крупным рогатым скотом, кожей и щетиной.

В первой половине XIX века население Зарайска достигало 8 тысяч жителей. По числу объявленных купеческих капиталов Зарайск занимал первое место среди всех городов Рязанской губернии. По числу городских доходов на одного жителя город уступал в губернии только Касимову. В Зарайске было около 60 каменных домов, площади и улицы города были вымощены камнем, имели тротуары и фонари. В гостином дворе было около 150 торговых лавок, в городе – две гостиницы и три трактирных заведения, множество постоялых дворов. Действовали миткальные, нанковые, красильные и кашемировые фабрики, а также пивоваренные, солодовенные, медотопные, воскобойные, скотобойные, салотопенные, сыромятные, свечные, воскобелильные, воскосвечные и гончарные предприятия, заведения для сортировки шерсти, щетины и пера. Важным элементом городской экономики были ярмарки: 9-го мая – Никольская, на Троицын день – Троицкая и 29 июня – Петровская.

В конце 30-х – 40-х годах XIX века экономике города был нанесен серьезный ущерб: правительством было принято решение о строительстве нового направления Астраханского тракта, миновавшего Зарайск. Отведение пути и крупный пожар 1860 года, уничтоживший значительную часть города, привели к сокращению числа жителей города и снижению торговли.

В Военно-статистическом обозрении Российской империи, изданном в 1848 году, дана такая характеристика Зарайска: «Город обстроен правильно. Положение г. Зарайска между Коломной, Рязанью и Михайловом довольно выгодно. Почтовые тракты, еженедельные торги по вторникам и пятницам, старинные ярмарки дают все средства к обмену произведений, и служат к улучшению города и обогащению жителей, которые преимущественно занимаются торговлей хлебом, отправляемым отсюда в Коломну, и рогатым скотом, покупаемым гуртами в Украине или у чумаков, для перепродажи его в Москве и даже в С.-Петербурге. Заводов нет; но фабрика бумажных материй и фабрика для крашения пряденой бумаги заслуживают быть упомянутыми: они принадлежат купцам Зайцевскому и Латышеву; на первой выделывается средним числом около 32000 аршин нанки и 6500 аршин миткаля; на второй окрашивается английской пряденой бумаги до 110 пудов ежегодно…».

Важной вехой на пути возрождения экономики города стало строительство в 1870 году зарайской ветки Московской-Рязанской железной дороги, обеспечившей удобный и бесперебойный вывоз хлеба из Зарайского и Михайловского уездов. До этого, в 1858 году немецкий предприниматель Август Редерс основал в Зарайске перопуховый завод, а позднее – обувную фабрику. Рубеж XIX и ХХ веков для Зарайска связан с именем городского головы Николая Ивановича Ярцева, выходца из старой купеческой династии, деятельного администратора, за два десятилетия своего правления с 1898 по 1916 годы по-настоящему изменившего город. Женская прогимназия была преобразована в гимназию, двухклассное городское училище – в четырехклассное, были открыты городская амбулатория, городской ломбард, городская библиотека имени А.С. Пушкина, местный комитет Красного Креста, бумаготкацкая фабрика. В городе было устроено керосиновое освещение улиц, появился водопровод, замощены улицы, обсажены деревьями бульвары.

Купечество помимо городской инфраструктуры поддерживало и сохранение городских исторических мест. Большой вклад в дело реставрации кремля в начале 1860-х годов внес зарайский купец Н.А. Ланин, пожертвовавший на это 50 тысяч рублей. Ремонт длился около четырех лет, были исправлены повреждения стен, особенно с внутренней стороны, произведена их побелка белой краской.

Купцы выступали в качестве финансистов просветительской деятельности. Однако были примеры и исследовательской деятельности представителей купеческого сословия. К.И. Аверин (1799–1849) был не только зарайским купцом старообрядцем, но и российским историком, археологом, любителем и знатоком древностей. Благодаря его научно-исследовательской деятельности, российской общественности стали доступны некоторые рукописные памятники. Купец-краевед С.И. Бочарников (1841–1887) являлся автором нескольких трудов по истории Зарайска. С историей города Зарайска тесным образом связана фамилия одной из самых известных в России семей – купцов и промышленников Бахрушиных. Представители этой купеческой фамилии были не только энергичными предпринимателями, но и знатоками в сфере коллекционирования. Бахрушиных без преувеличения можно назвать профессиональными благотворителями, деятельность которых была пропитана великим патриотизмом и любовью к Отечеству и родной земле, откуда шли их исторические корни.

© 2022 «Зарайский кремль». Все права защищены.
Информация на страницах сайта не является публичной офертой.
Политика конфиденциальности. Регламент предоставления государственной услуги.
Путеводитель по Подмосковью Офисная мебель Госуслуги Travellers’ Choice Культура. Гранты России - информационный портал
Министерство культуры Московской области