Население Зарайска занималось торговлей еще с XVI – XVII веков. «Жилецкие» люди городского посада были торговцами и ремесленниками, да и служилое население в мирное время также могло вести торговлю в качестве дополнительного источника средств. Город, удобно расположенный на пересечении торговых путей, быстро развивался. В 1625 году в 170 дворах жили мастера, работавшие по 30 специальностям, более 60 человек занимались торговлей, жители 90 дворов – хлебопашеством, а торговые ряды насчитывали более 400 лавок, лавочных мест, амбаров и столов.

Благосостояние Зарайска, находившегося в стороне от крупных рек, было связано с Астраханским трактом – дорогой от Москвы через Коломну в сторону Зарайска, а далее через Тамбов в Нижнее Поволжье. Во второй половине XVIII века Зарайск становится крупным торговым центром Рязанского наместничества (с 1796 года – Рязанской губернии), в город начинают стекаться товары практически со всех окрестных территорий, оживленной была и внутригородская торговля. Спецификой Зарайска стала торговля крупным рогатым скотом, кожей и щетиной.

В первой половине XIX века население Зарайска достигало 8 тысяч жителей. По числу объявленных купеческих капиталов Зарайск занимал первое место среди всех городов Рязанской губернии. По числу городских доходов на одного жителя город уступал в губернии только Касимову. В Зарайске было около 60 каменных домов, площади и улицы города были вымощены камнем, имели тротуары и фонари. В гостином дворе было около 150 торговых лавок, в городе – две гостиницы и три трактирных заведения, множество постоялых дворов. Действовали миткальные, нанковые, красильные и кашемировые фабрики, а также пивоваренные, солодовенные, медотопные, воскобойные, скотобойные, салотопенные, сыромятные, свечные, воскобелильные, воскосвечные и гончарные предприятия, заведения для сортировки шерсти, щетины и пера. Важным элементом городской экономики были ярмарки: 9-го мая – Никольская, на Троицын день – Троицкая и 29 июня – Петровская.

В конце 30-х – 40-х годах XIX века экономике города был нанесен серьезный ущерб: правительством было принято решение о строительстве нового направления Астраханского тракта, миновавшего Зарайск. Отведение пути и крупный пожар 1860 года, уничтоживший значительную часть города, привели к сокращению числа жителей города и снижению торговли.

В Военно-статистическом обозрении Российской империи, изданном в 1848 году, дана такая характеристика Зарайска: «Город обстроен правильно. Положение г. Зарайска между Коломной, Рязанью и Михайловом довольно выгодно. Почтовые тракты, еженедельные торги по вторникам и пятницам, старинные ярмарки дают все средства к обмену произведений, и служат к улучшению города и обогащению жителей, которые преимущественно занимаются торговлей хлебом, отправляемым отсюда в Коломну, и рогатым скотом, покупаемым гуртами в Украине или у чумаков, для перепродажи его в Москве и даже в С.-Петербурге. Заводов нет; но фабрика бумажных материй и фабрика для крашения пряденой бумаги заслуживают быть упомянутыми: они принадлежат купцам Зайцевскому и Латышеву; на первой выделывается средним числом около 32000 аршин нанки и 6500 аршин миткаля; на второй окрашивается английской пряденой бумаги до 110 пудов ежегодно…».

Важной вехой на пути возрождения экономики города стало строительство в 1870 году зарайской ветки Московской-Рязанской железной дороги, обеспечившей удобный и бесперебойный вывоз хлеба из Зарайского и Михайловского уездов. До этого, в 1858 году немецкий предприниматель Август Редерс основал в Зарайске перопуховый завод, а позднее – обувную фабрику. Рубеж XIX и ХХ веков для Зарайска связан с именем городского головы Николая Ивановича Ярцева, выходца из старой купеческой династии, деятельного администратора, за два десятилетия своего правления с 1898 по 1916 годы по-настоящему изменившего город. Женская прогимназия была преобразована в гимназию, двухклассное городское училище – в четырехклассное, были открыты городская амбулатория, городской ломбард, городская библиотека имени А.С. Пушкина, местный комитет Красного Креста, бумаготкацкая фабрика. В городе было устроено керосиновое освещение улиц, появился водопровод, замощены улицы, обсажены деревьями бульвары.

Купечество помимо городской инфраструктуры поддерживало и сохранение городских исторических мест. Большой вклад в дело реставрации кремля в начале 1860-х годов внес зарайский купец Н.А. Ланин, пожертвовавший на это 50 тысяч рублей. Ремонт длился около четырех лет, были исправлены повреждения стен, особенно с внутренней стороны, произведена их побелка белой краской.

Купцы выступали в качестве финансистов просветительской деятельности. Однако были примеры и исследовательской деятельности представителей купеческого сословия. К.И. Аверин (1799–1849) был не только зарайским купцом старообрядцем, но и российским историком, археологом, любителем и знатоком древностей. Благодаря его научно-исследовательской деятельности, российской общественности стали доступны некоторые рукописные памятники. Купец-краевед С.И. Бочарников (1841–1887) являлся автором нескольких трудов по истории Зарайска. С историей города Зарайска тесным образом связана фамилия одной из самых известных в России семей – купцов и промышленников Бахрушиных. Представители этой купеческой фамилии были не только энергичными предпринимателями, но и знатоками в сфере коллекционирования. Бахрушиных без преувеличения можно назвать профессиональными благотворителями, деятельность которых была пропитана великим патриотизмом и любовью к Отечеству и родной земле, откуда шли их исторические корни.

© 2018 «Зарайский кремль». Все права защищены.
Информация на страницах сайта не является публичной офертой.
Политика конфиденциальности. Регламент предоставления государственной услуги.
Госуслуги Travellers’ Choice Культура. Гранты России - информационный портал Министерство культуры Московской области Независимая оценка качества услуг учреждения