Между двенадцатью городами, входящими в состав нынешней губернии Рязанской, первое место, после губернского, принадлежит уездному городу Зарайску… он как-то больше представляет в себе городского: сколько по наружному устройству, столько и по внутреннему развитию собственно городам свойственной жизни и деятельности.
Н.И. Надеждин. Город Зарайск, в старину и ныне. 1848 год.

Есть место на юго-востоке Подмосковья, маленькое, обойденное большими и шумными дорогами. Оно живет своей тихой провинциальной жизнью. Любой, кто попадает сюда впервые, удивится его размеренности, проникнется стариной и скажет, что это настоящий город. И место это – Зарайск.

Когда родился Зарайск?
Вопрос о возникновении города Зарайска сложен и противоречив. В краеведческой и научно-популярной литературе принято датировать образование его XII веком. В Никоновском летописном своде упоминается «град Осетр», однако достоверность этого известия подвергается критике .
И все же жители города и те, кто хотя бы раз в нем побывал, столетиями пленяются красивым преданием о зарайских князьях Федоре, Евпраксии и их сыне Иоанне, погибших в год начала Батыева нашествия на Русь. С их именами связана история принесения чудотворного образа св. Николая, названного «Заразским». Памятник, установленный в их честь еще в середине XVII столетия и сегодня стоит в самом сердце города – Зарайском кремле.
Результаты изучения средневекового археологического слоя Зарайска показали, что в XII веке вдоль реки Монастырки возникло небольшое селище, окруженное пашнями. Обнаруженный керамический материал позволяет говорить о его существовании вплоть до конца XIV века, когда в результате активизации татарских набегов и изменения климатической ситуации произошел отток населения из Среднего Поочья и Верхнего Подонья. Жизнь на поселении возобновляется только в конце XV века вероятно вокруг церкви Николы Заразского. В 1509/10 году Василий III дал храму жалованную грамоту на сельцо Дятлово, деревню Крутой Верх, пустоши Косткину, Рожееву и Ширяеву.
Первое достоверное упоминание Зарайска в летописях относится к 1527 году. 9 сентября 1527 года произошел сильный бой между крымцами царевича Ислама, пытавшимися переправиться через Оку, и русскими воеводами. Татары потерпели поражение и вынуждены были отступить. Воеводы преследовали их и «били их у Николы у Зораского… и на том бою поимали племенника царевичева Исламова и иных татар многих». Пленение царевича произошло в месте, где было великокняжеское село с церковью Николая Чудотворца.
Военные действия 1527 года показали, что это село имеет важное стратегическое значение при обороне южных границ Русского государства. Поэтому закономерным было решение правительства Василия III о строительстве на его месте крепости, причем крепости каменной. Русский хронограф сообщает, что в 1527 году «заложил князь великий на Осетре город каменной, а в нем церьковь камену Николу чудотворца Заражского». Строительные работы начались в конце 1527 – начале 1528 годов. С 1532 года Зарайск уже упоминается в разрядных книгах.

От крепости к городу
Город защищал путь из глубины Крыма и причерноморских степей к оборонительному рубежу Русского государства по р. Оке. Заинтересованность Василия III в строительстве новой крепости выразилась в посещении им Зарайска в марте 1533 года, всего за полгода до своей кончины.
Удобно расположенный на пересечении торговых путей в XVI-XVII веках город быстро развивался. Уже к концу XVI века только на территории кремля располагалось более 30 осадных дворов дворян и детей боярских, дворы стрельцов, пушкарей, воротников, «приказных служителей» и священства. Кроме жилой застройки на территории крепости располагались два собора – Никольский и Иоанно-Предтеченский, «приказная» изба, колодцы, житницы, сараи, более десятка торговых лавок. Вокруг крепости образуются несколько частных слободок, слободы ратных и служилых людей – Стрелецкая и Пушкарская. В 1600 году из пушкарей, воротников и затинщиков строится Черная слобода. К концу века вокруг каменной крепости и части посада возникает деревянный острог. Восточнее кремля находился Троицкий Круглый монастырь с собственной слободкой.
Большая часть жителей города занималась ремеслами. В 1625 году 170 дворах жили мастера, работавшие по 30 специальностям, более 60 человек занимались торговлей, 90 дворов занималось хлебопашеством. Городские торговцы поддерживали связи с шестнадцатью городами (Москва, Переяславль Рязанский, Тула, Воронеж, Тамбов и др.), а торговые ряды насчитывали более 400 лавок, лавочных мест, амбаров и столов.
Сложившаяся к концу XVII века схема городской территории сохранилась без существенных изменений до 1780-х годов, когда был утвержден новый проект планировки города.
В 1708 году по указу Петра I были созданы первые восемь губерний, и Зарайск получил статус одного из уездных центров Московской губернии. Однако уже в 1719 году административное деление усложнилось и город, сохранив статус уездного вошел в Переяславль Рязанскую провинцию той же губернии.
О размерах Зарайска в петровскую эпоху позволяет судить обнаруженная Надеждиным ведомость Камер-Коллегии, составленная на основании переписи 1711 года. В ней значились: одна соборная церковь, шесть приходских; посадских людей с их приказчиками 1332 человека. Город тогда практически весь был деревянным.
В середине XVIII столетия, благодаря снятию внутренних таможенных барьеров активизировалась внутренняя торговля. Находясь в стороне от крупных рек Зарайск жил за счет Астраханского тракта. Направление от Коломны в сторону Зарайска и далее через Тамбов на Нижнее Поволжье приобрело в это время большое значение. Зарайск был известен как важный центр торговли крупным рогатым скотом. Местные торговцы скупали в южных районах и прогоняли в Москву огромные гурты. Поскольку в Москве власти ограничивали открытие предприятий по переработке продуктов животноводства, то они в большом количестве возникали на территории Рязанской губернии. Известно, например, что многие зарайские купцы занимались торговлей кожей и щетиной.

От пожара до пожара
В 1774 году Зарайск пережил пожар, который уничтожил более 300 купеческих домов, 172 лавки и 44 кузницы. Это страшное для города бедствие открыло путь к его коренному преобразованию по новому регулярному плану: старые изогнутые улицы сменились новыми, прямыми, оформились прямоугольные кварталы и четыре ромбовидные площади, три из которых сохранились до нашего времени, были убраны остатки острога. В это же время были отстроены в камне старые зарайские храмы – Троицкий и Благовещенский.
При учреждении Екатериной II 28 февраля 1778 года Переяславль Рязанской губернии Зарайск сохранил статус уездного центра, а через год для всех вошедших в состав этой губернии уездных городов были разработаны гербы.
Отступив от ранее принятой традиции изображения на щите исключительно эмблемы, отражающей те или иные особенности города, на рязанских гербах соединились наместнический и городской гербы в одном щите, однако, первый лишь условно в верхней половине (в золотом поле присутствовали серебряный меч и ножны, положенные накрест, и княжеская зеленая шапка над ними). Индивидуальность этим гербам придавало нижнее поле. Кремль уже тогда воспринимался как городской символ, поэтому логичным было размещение на гербе Зарайска старой башни в лучах солнца, олицетворяющей давно существующий город, который «новым учреждением паки возобновлен».
К концу века в городе было два кожевенных завода, один кирпичный, одна мучная мельница, 7 питейных домов, 136 лавок в каменном гостином дворе, не считая мясных и рыбных рядов. Типичной чертой городского хозяйства была его крайне тесная связь с сельскохозяйственной деятельностью. Местные обыватели, как и в эпоху классического Средневековья, успешно занимались садоводством и огородничеством.
О зарайском купечестве XVIII века известно мало. Так как Зарайск был важным торговым пунктом, не будет преувеличением предположить, что местные купцы имели довольно широкие деловые связи, не редко скрепленные браками между представителями семей-партнеров. Некоторым зарайским купцам удалось во второй половине века перебраться в Москву и добиться значительных успехов на предпринимательском поприще. Известны два таких семейства – Иконниковых и Прокофьевых, при чем последние, владевшие ситцевой фабрикой, участвовали в международной торговле. Иконниковы, вошедшие в число самых влиятельных московских семейств, также занимались ткацким производством, им принадлежали ситцевая, выбойчатая и суконная фабрики. Родственников среди богатых купцов старой столицы имели зарайские Аверины.
В начале XIX века в городе уже было четыре каменных церкви, не считая собора, четыре деревянных (в том числе упраздненный Вознесенский монастырь), обывательских домов более 600, всех городских обывателей по обоим полам 4778 душ.
Основную массу населения города составляли мещане. Это сословие в основном сформировалось в результате манифеста 1775 года, в соответствии с которым лица, объявившие капитал не менее 500 рублей, образовывали гильдейское купечество, отдельное от посадских людей, которых и стали вскоре называть мещанами.
В Военно-статистическом обозрении Российской империи, изданном в 1848 году, дана такая характеристика Зарайска: «Город обстроен правильно. Положение г. Зарайска между Коломной, Рязанью и Михайловом довольно выгодно. Почтовые тракты, еженедельные торги по вторникам и пятницам, старинные ярмарки дают все средства к обмену произведений, и служат к улучшению города и обогащению жителей, которые преимущественно занимаются торговлей хлебом, отправляемым отсюда в Коломну, и рогатым скотом, покупаемым гуртами в Украине или у чумаков, для перепродажи его в Москве и даже в С.-Петербурге <…> Заводов нет; но фабрика бумажных материй и фабрика для крашения пряденой бумаги заслуживают быть упомянутыми: они принадлежат купцам Зайцевскому и Латышеву; на первой выделывается средним числом около 32000 аршин нанки и 6500 аршин миткаля; на второй окрашивается английской пряденой бумаги до 110 пудов ежегодно…» Население города насчитывает уже 7584 человека
В 1835 году экономике города был нанесен серьезный ущерб: правительством было принято решение о строительстве нового Астраханского акта минуя Зарайск.
Важным элементом городской экономики были ярмарки: 9-го мая – Никольская, на Троицын день – Троицкая и 29 июня – Петровская. В 1859 году на них в общей сложности было продано товаров более чем на 30000 рублей. По числу объявленных купеческих капиталов Зарайск занимал первое место среди всех городов Рязанской губернии по числу объявленных капиталов. По числу городских доходов на одного жителя город уступал только Касимову (1,61 рубля и 1,89 соответственно).
Последний большой пожар уничтожил значительную часть Зарайска 10 сентября 1860 года. Пламенем были уничтожены Троицкая церковь, купол и крест церкви Ильи Пророка, около 250 лавок в Гостином дворе и 70 домов.

Возрождение
Отведение Астраханского тракта и крупный пожар привели к некоторому сокращению числа жителей города. В 1861 году их было только 5681 человек, но уже в 1889 году число выросло до 6017. По отчету за 1886 год доходы города составили 51203 рубля.
Важной вехой на пути возрождения города стало строительство в 1870 году зарайской ветки Московской-Рязанской железной дороги. Несмотря на то, что ветка так и не получила своего продолжения, о необходимости которого неоднократно поднимался вопрос, она оказала существенное влияние на развитие экономики обеспечив, главным образом, удобный и бесперебойный вывоз хлеба из Зарайского и Михайловского уездов.
Город поражал современников объемами расходов на нужды образования и благотворительность: на учебные заведения, благотворительность, «общеполезные заведения», содержание пожарной команды, на содержание и устройство мостовых, на освещение города тратилось больше, чем в любом другом городе Рязанской губернии, исключая только Касимов. В конце XIX веке в городе было 11 каменных и 1 деревянная церкви, 23 и 116 деревянных жилых домов, 23 завода и фабрики с годовой производительностью более 250000 рублей при 350 рабочих.
Начало делу благотворительности было положено еще в 40-е годы XIX века, когда на средства городского банка была учреждена богадельня. Впоследствии на пожертвования купцов И.И. Зайцевского, Крупенникова, Крашенинникова были составлены капиталы на содержание богаделен, помощь бедным невестам и ученикам.
В 1868 году зарайские уроженцы, московские купцы братья Бахрушины выкупили здания бывшего училища для благородных девиц князя Волконского и открыли в них богадельню и школу для бедных девочек. В 1876 году было основано общество для пособия бедным. Таким образом, к концу XIX века на нужды благотворительности в городе расходовалось более 10000 рублей в год, содержалось 85 престарелых людей в богадельнях и 14 детей-сирот в приюте.
В это же время Зарайск становится одним из крупнейших центров образования губернии. К 1870-м годам в городе уже существовали приходское, уездное и духовное училища, короткое время функционировало училище для девочек князя Волконского. В 1873 году по инициативе земства и при поддержке министра народного просвещения графа Д.С. Толстого в Зарайске было открыто реальное училище, а в 1880 году – женская прогимназия.

Эпоха Ярцева
Рубеж XIX и ХХ веков для Зарайска связан с именем городского головы Николая Ивановича Ярцева. Выходец из старой купеческой династии, деятельный администратор, за два десятилетия своего правления с 1898 по 1916 годы он смог по-настоящему изменить город. Женская прогимназия была преобразована в полную 8-классную гимназию, 2-классное городское училище – в 4-классное, открыты 2-хклассное женское училище и учебно-показательная мастерская при трудовом убежище, открыты городская амбулатория, городской ломбард, городская библиотека имени А.С. Пушкина и местный комитет Красного Креста. С преобразованием учебных заведений и постройкой для них помещений число учеников и учениц в городе увеличилось приблизительно на 400 человек. Благодаря его стараниям открылась бумаготкацкая фабрика Анонимного Общества в Цюрихе для русской хлопчатобумажной промышленности, на которой было занято 1800 рабочих, а объем производства достигал 4400000 рублей.
В начале века были построены каменное здание для приходского училища, дом для учебно-показательной мастерской, приобретен дом для городского 4-хклассного училища, перестроено здание для боен, расширено здание женской гимназии и обустроен дом городской амбулатории, были отреставрированы башни кремля и накрыты новыми кровлями, введено керосиновое освещение, устроен водопровод, замощены улицы, обсажены деревьями бульвары.
В 1906 году по инициативе Н.И. Ярцева городом у помещика Перле был приобретен участок площадью 11 десятин земли с участком леса для организации отдыха горожан. Несмотря на противостояние части гласным городскому голове удалось осуществить покупку участка, который до сих пор памятен многим горожанам как «городской лес».
Гений Ярцева заключался в том, что значительная часть его бурной деятельности осуществлялась на средства частных лиц. Крупнейшими жертвователями выступили Бахрушины. Сначала на их средства по проекту К.М. Быковского был выстроен новый Иоанно-Предтеченский собор в кремле.
В 1909 году была образована Бахрушинская женская иноческая община, начальницей которой стала игуменья Софья (княгиня О.А. Шаховская). Сестрами общины была оборудована амбулатория с приемом больных.
В 1913 году А.А. Бахрушин пожертвовал 250 000 рублей на постройку в Зарайске больницы с терапевтическим, хирургическим, заразным и родильным отделениями, а также 30 000 рублей на ее содержание. Платными в больнице были только четыре койки.
Авторитарный и решительный хозяин города, Н.И. Ярцев полагал, что только развитие народного образования и социальных учреждений может спасти от нараставшей революционной угрозы.
И все же, справедливости ради, преобразовательская деятельность даже самого деятельного головы не могла сразу изменить течение провинциальной жизни. В завершение приведем отрывок из фельетона, опубликованного в 1905 году: «Нигде, кажется, сплетня не свила себе так крепко гнезда, как в нашем городе. Сплетничают, говорят, потому, что нечего делать. Нет, этого мало. Сплетничают потому, что пуста, безсодержательна общественная жизнь, потому, что нет в жизни возвышенных интересов, свойственных просвещенному человеку. <…> Под гнетом такой скучной и монотонной жизни наше общественное болото волнуется от всякого мало-мальски выдающегося случая.
Удар набатного колокола сгоняет на место пожара всю зарайскую публику, начиная чуть не от грудных ребят и кончая интеллигентной барыней. Все бегут на пожар, а зачем?… конечно, поглядеть, поразвлечься. Такие обычные явления, как свадьба, похороны и т.под. составляют предмет особого глазения публики. Ведь в самом деле скучно, тошно, хоть на что-нибудь да надо посмотреть» .
Таким Зарайск вошел в ХХ столетие.

Автор статьи: ведущий методист И.С. Городенцева

© 2018 «Зарайский кремль». Все права защищены.
Информация на страницах сайта не является публичной офертой.
Политика конфиденциальности. Регламент предоставления государственной услуги.
Госуслуги Travellers’ Choice Культура. Гранты России - информационный портал Министерство культуры Московской области Независимая оценка качества услуг учреждения