История Зарайска, как может быть и многих других маленьких провинциальных городов, помнит эпохи бурного развития и почти полного забвения и упадка. Но далеко не всем городам удавалось переживать такие периоды стремительного возрождения, перекликавшегося во многом с общероссийскими процессами, как это было в Зарайске во 2-й пол. XIX и нач. ХХ вв. Это время было отмечено появлением крупных предприятий, развитием торговли, активизацией общественной жизни и рядом других явлений. В последние предреволюционные десятилетия происходило оживление духовной жизни города, ярким проявлением которого стало открытие в Зарайске и в пригородном сельце Воронине двух женских иноческих общин – Бахрушинской и Гефсиманской.

д.Воронино

Руины монастыря в д.Воронино Зарайского района. 1980 г.

Эти события, имевшие исключительно местное значение, происходили на фоне оформления в России двух противоположных направлений в понимании обществом и церковными авторитетами перспектив развития монашества. Представители одного из них, в том числе старцы Троице-Сергиевой лавры, требовали строго придерживаться уставов и не допускать вторжения «мира» в монастыри. Их оппоненты противопоставляли традиционной, созерцательной жизни активное воздействие монастырей, прежде всего через благотворительные проекты, на окружающую социальную среду.
Образовавшиеся в начале ХХ в. в Зарайском уезде женские иноческие общины, несмотря на сравнительно короткий срок своего существования, обнаруживают в своем укладе и своей деятельности явные признаки обоих этих направлений.

К первому, традиционному, можно отнести женскую общину «Гефсимания», располагавшуюся в пустоши Лариной близ сельца Воронина под Зарайском.
В феврале 1909 г. епископ Рязанский и Зарайский Никодим (Боков) возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом об учреждении женской общины с наименованием «Гефсимания» в имении, принадлежавшем лебедянской мещанке П.М. Кузнецовой, о назначении ее по пострижении в монашество начальницей этой общины и об открытии при общине штата причта из священника и диакона. Обращаясь в Синод епископ отмечал, «что при отсутствии в Зарайском уезде монастырей и общин, учреждение женской общины вызывается <…> насущными местными миссионерскими и религиозно-нравственными задачами» . 1 июня 1909 г. ходатайство было удовлетворено: община учреждалась с условием содержать сестер, а также священника и диакона на собственные средства.
1 августа 1909 г. было получено высочайшее разрешение на принятие общиной участка мерой в 89 дес. 360 кв. саж. удобной и неудобной земли с постройками и инвентарем, жертвуемого учредительницей общины на ее обеспечение.
На переданной основательницей земле размещались пашня, огород, остатки старого сада и небольшой пруд. Позже были устроены артезианский колодец с водокачкой и конным приводом для молотьбы собственного хлеба и пасека , выстроен сестринский корпус. В 1915 г. с разрешения епархиального начальства начали строить новое деревянное помещение для поварни и хлебной.
В отличие от Бахрушинской общины, о которой речь пойдет во второй части настоящей статьи, «Гефсимания» начала формироваться за несколько лет до своего официального признания. С начала 1900-х годов в пустоши Лариной близ сельца Воронина поселилась лебедянская мещанка Прасковья Михайловна Кузнецова, бывшая послушница Троекуровского Свято-Дмитриевского Илларионовского женского монастыря близ Лебедяни (образован в 1871 г. на базе существовавшей с 1854 г. женской общины). Вскоре вокруг нее сформировалась небольшая община, покровителями которой стали камер-фрау императрицы М.Ф. Герингер и наместник Чудова монастыря архимандрит Арсений (Жадановский) .
Благодаря написанной им брошюре сохранились сведения об укладе жизни насельниц, устройстве общины, некоторых эпизодах из ее истории. В частности он указывал на «особенные знамения, которые предшествовали возникновению «Гефсимании», <…> что создалась она, подобно множеству древнерусских иноческих обителей, по воле и при помощи Божией, а не по человеческому себялюбивому и пристрастному желанию» .

Жизнь в Гефсиманской общине была основана на правилах строго общежития с тщательным соблюдением церковных уставов. Такое устройство освобождало от «нужды в непосредственных сношениях с мирскими людьми, они [сестры – К.К.] ни чем не отвлекаются от своей коренной цели, ради которой собрались в обитель; внимание их к своему духовному возрождению ничем не рассеивается, — и они трудятся непрерывно, действительно, во славу Божию». Это наблюдение архимандрита Арсения во многом соответствовало идеалам ревнителей монастырского традиционализма начала ХХ в.
В связи с этим немаловажным представляется вопрос о том, устройство какого монастыря было положено в основу основателями общины в Зарайске. Вероятнее всего, и это подтверждается как сохранившимися источниками, так и рядом общих черт, особенно в практике богослужения, такой моделью послужил Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры, известный как благодаря покровительству московских митрополитов, так и строгости и простоте внутреннего уклада. Считается, что именно скитские старцы вдохновили П.М. Кузнецову на создание собственной обители.

После официального признания община начинает быстро отстраиваться. Уже в декабре 1909 г. епископом Никодимом была освящена находившаяся в полуподвальном этаже строившегося каменного общинного корпуса церковь в честь Успения Божией Матери.
Украшением этого храма был деревянный белый иконостас на 12 колоннах, скопированный с иконостаса в церкви-усыпальнице при Чудовом монастыре – месте погребения Великого князя Сергея Александровича.
Иконы (Спасителя, Богоматери, Распятия Господня, Сошествия во ад и Тайной вечери), престол и жертвенник были подарены общине Великой княгиней Елизаветой Федоровной из усыпальницы своего мужа и торжественно встречены в Вербное воскресенье 11 апреля 1910 г. вместе с иконой Успения Богоматери от настоятельницы Вознесенского монастыря в Москве игуменьи Евгении (Виноградовой) и образом Успения Богоматери с частицей камня от гроба Богородицы и другими святынями от С.Г. Булгакова.
В том же году императрицей Александрой Федоровной для общинной церкви была пожертвована плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы на голубом бархате.
Такое покровительство императрицы Александры Федоровны и особенно ее сестры – Великой княгини Елизаветы Федоровны – выделяло «Гефсиманию» на фоне других монастырей и иноческих общин Рязанской губернии и не могло не содействовать росту популярности обители.
В 1913 г. императрица сделала новое пожертвование для Гефсиманской общины: для устраиваемой верхней церкви в честь Вознесения Богоматери были переданы престол и жертвенник с одеждами. В том же году начальница Гефсиманской женской общины монахиня Поликсения была награждена благословением Святейшего Синода с выдачей соответствующей грамоты.

28 сентября 1913 г. епископ Рязанский и Зарайский Димитрий (Сперовский) в присутствии Великой княгини Елизаветы Федоровны совершил освящение домовой церкви Гефсиманской общины во имя Успения Божией Матери, а затем в сослужении с архимандритом Арсением, синодальным ризничим архимандритом Димитрием и представителями местного духовенства отслужил в нем первую литургию.
Гефсиманская община быстро стала популярным среди местного населения, в том числе горожан, духовным центром, несмотря на то, что вплоть до закрытия оставалась пустующей должность штатного священника. Заметим, что еще в 1911 г. Святейший Синод, принимая во внимание скудность средств общины, удовлетворил прошение ее начальницы о выдаче причту содержания из казны и назначил ежегодные выплаты в размере 400 руб. (из них 300 руб. священнику и 100 руб. – псаломщику) , но мера эта не возымела действия. Лишь в ноябре 1913 г. сюда на диаконское место из Тамбовской епархии был переведен псаломщик соборной церкви г. Лебедяни Михаил Крылов.
Иначе была устроена Богородицкая Бахрушинская женская иноческая община, находившаяся в Зарайске на Михайловской улице близ городского кладбища и состоявшая при Богородицерождественской кладбищенской церкви.

Для того чтобы лучше понять устройство и уклад этой малоизвестной общины, следует сказать несколько слов о ее начальнице – игуменьи Софии (княгине Ольге Александровне Шаховской) – и возглавлявшемся ею Вировском монастыре, послужившем моделью для созданной в Зарайске обители.
Княгиня О.А. Шаховская родилась в 1848 г. в дворянской семье. Ее отец – Александр Петрович Озеров – был дипломатом, мать – Ольга Егоровна – происходила из семьи Пашковых, и по замечаниям современников обладала исключительной религиозностью , что унаследовали ее дети.
О.А. Озерова получила домашнее образование. С 1868 г. состояла фрейлиной императрицы Марии Александровны. Ее брак оказался неудачным: выйдя за немолодого вдовца генерал-лейтенанта князя А.И. Шаховского 2-го, последние годы его жизни она выполняла обязанности сестры милосердия у постели тяжелобольного мужа.
Овдовев в 1891 г., княгиня О.А. Шаховская занялась благотворительной деятельностью. С 1876 г. она была членом Санкт-Петербургского Дамского Лазаретного комитета общества попечения о больных и раненых воинах, состоя последовательно заведующей благотворительным и инвентарным отделами, училищем лекарских помощниц и фельдшериц, а с 1897 по 1902 гг. – председательницей комитета. За свои труды княгиня была удостоена ордена общества «Красный Крест» I и II степени, медали в память царствования императора Александра III и Высочайшего рескрипта от императрицы Марии Федоровны (1902 г.).
28 октября 1902 г. княгиня О.А. Шаховская поступает в Вировский Спаса Всемилостивого женский монастырь Холмской епархии, где становится ближайшей помощницей его настоятельницы игуменьи Анны (Потто).

Вировский монастырь находился в Соколовском уезде Седлецкой губернии Царства Польского. Он был основан архиепископом варшавским Флавианом (Городецким) для миссионерских целей в 1894 г. в населенном униатами крае при перестроенном из костела храме. Монахини с игуменьей Анной были переведены из организованного графиней Е.Б. Ефимовской Леснинского монастыря. Довольно быстро Вировский монастырь приобрел известность и у него появились влиятельные покровители (в т.ч. Николай II, варшавский генерал-губернатор М.И. Чертков, митрополит киевский и галицкий Флавиан, о. Иоанн Кронштадтский, игуменья Магдалина (Орлова-Давыдова), основательница и начальница женской общины «Отрада и Утешение», представители московского духовенства).
Сохранилась очень точная характеристика этой обители, поражавшей современников простотой своего устройства и широтой благотворительной и миссионерской деятельности: «Виров – это новый тип русского православного монастыря, в который удаляются люди не для личного спасения вдали от мира, но в котором люди отдаются служению миру, и всецело жертвуют собою для спасения других, спасения от нищеты, от голодной смерти, от безверия и тьмы незнания».
После смерти в августе 1903 г. игуменьи Анны княгиня О.А. Шаховская была избрана сестрами в качестве ее преемницы. 17 сентября 1903 г. в церкви Всемилостивейшего Спаса епископ Люблинский Евлогий (Георгиевский) совершил чин пострижения в монахини будущей игуменьи, которой было дано имя София. Тогда же из Кисловодска пришло благословение от митрополита С.-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского). В телеграмме говорилось: «Благослови, Господь, путь ваш, который избрали. Молюсь о вас. Отдайтесь без страха в волю Божию. Господь да поможет вам в высоком вашем послушании» . В январе 1904 г. тот же епископ Евлогий возвел княгиню в сан игуменьи и вручил ей посох.

В течение последующих двух лет под руководством новой настоятельницы продолжилось развитие миссионерской и благотворительной деятельности монастыря, был возведен второй храм во имя преподобного Серафима Саровского. За свои труды она была награждена наперсным крестом от Св. Синода, возложенным на нее епископом Евлогием 26 мая 1905 г. 17 сентября того же года она ушла на покой.
Через несколько лет игуменья София, накопившая к тому времени богатый опыт в сфере организации и управления различными светскими и церковными учреждениями, была приглашена в Зарайск для устройства женской иноческой общины. Накануне ее отъезда из Холмской епархии, Вировский монастырь являлся одним из крупнейших благотворительных центров региона. При нем функционировали иконописная, переплетная, башмачная и ткацкая мастерские, 5 школ (из них четыре – в окрестных деревнях), больница, принимавшая до 2000 человек ежемесячно, богадельня (до 30 человек) и приют на 320 детей. В монастыре, кроме новой игуменьи Сусанны, приживали 8 монахинь и 120 послушниц.

Игуменья София переехала в Зарайск вместе с пятью вировскими монахинями и послушницами, имевшими богатый опят по организации при монастыре медицинских учреждений. Это было необходимо в связи с намерением основателя общины потомственного почетного гражданина Н.В. Бахрушина завести в ней лечебное дело. В свою очередь инициатором устройства в городе женской общины был городской голова Н.И. Ярцев.
Выбирая место для будущей общины, он обратился к неудачной попытке строительства в городе монастыря, предпринятой в конце XIX в. В 1899 г. городская дума по просьбе купца Ермолаева, руководствовавшегося предсказанием некоего священника Афанасия из с. Венев о том, что в Зарайске при кладбище будет монастырь, отвела под устройство женской общины участок земли мерой в 3000 кв. саж. по Большой Михайловской дороге рядом с городским кладбищем. На этой земле по благословению о. Афанасия была произведена закладка корпуса, однако по недостатку средств постройка не была закончена (в начале ХХ в. в указанном месте еще можно было видеть рвы, вырытые под фундамент).
Воспользовавшись этой историей, Н.И. Ярцев в конце 1908 г. возбудил ходатайство об открытии при Кладбищенской церкви женской общины. 11 сентября 1909 г., принимая во внимание «что, при отсутствии в городе Зарайске и в Зарайском уезде мужских и женских обителей и общин, открытие в названном городе женской общины представляется весьма желательным, в целях миссионерских и религиозно-нравственного воздействия на местное население» Святейший Синод определил учредить женскую общину.
В качестве основателя и покровителя общины с подачи Н.И. Ярцева выступил Н.В. Бахрушин. Он хотел основать общину в память о своих родителях и, как уже упоминалось выше, завести в ней лечебное дело. Для этого был учрежден капитал в 10 000 р. на содержание хронических больных. Также Н.В. Бахрушин приобрел для общины участок земли по Михайловской улице мерой 1350 кв. саж. с фруктовым садом и постройками: деревянным домом с мезонином, двумя деревянными флигелями, каретным сараем, конюшней и бревенчатым погребом с мансардой. В подвальном помещении большого дома впоследствии была устроена прачечная, а во флигелях – трапезная, просфорная и помещения для сестер. Переданная общине территория находилась рядом с участком, отведенным в 1899 г. и в свою очередь переданным ей во владение городской думой.
9 декабря 1909 г. состоялось открытие общины, а игуменья София была утверждена ее начальницей.
В самом начале ее существования на средства «Красного Креста» была оборудована амбулатория с приемом больных сестрами под наблюдением врача. Ею заведовала мантийная монахиня Александра (Лебедева), заведовавшая богадельней в Вировском монастыре. В связи с началом Первой мировой войны прием больных в амбулатории был прекращен, а сестры мобилизованы на работы по уходу за ранеными в лазаретах «Красного Креста» — городском и при общине. Последним заведовала прибывшая вместе с игуменьей Софией и назначенная здесь казначеей мантийная монахиня Мария (Родевич). Позже за труды по уходу за ранеными она была награждена золотой медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Аннинской ленте. В 1915 г. лазарет при общине за избытком в Зарайске коек для раненых был закрыт.
В 1910-1911 гг. на средства Н.В. Бахрушина в память его отца – Василия Алексеевича Бахрушина – была построена деревянная домовая церковь (в пристройке к главному дому) во имя Св. Василия Исповедника, освященная настоятелем Иоанно-Богословского монастыря архимандритом Тихоном. В благословение общине с Афона тогда была прислана икона Божией Матери «Достойно есть» «Милующая». В 1914 г. был получен еще один дар – часть хитона Иисуса Христа в ковчеге с частицами мощей свт. Митрофана, Воронежского Чудотворца, свт. Иоанна Милостивого, преп. Никандра Псковского Чудотворца и преп. Анны Кашинской от потомственного почетного гражданина П. Силина из г. Валдай Новгородской губернии.

В 1911 г. по просьбе начальницы общины городская дума отвела участок внутри ограды городского кладбища под монашеские захоронения. В следующем году на средства Н.В. Бахрушина у Н.И. Ярцева в д. Карманово Зарайского уезда был куплен и поставлен на этой земле деревянный дом. Во время Первой мировой войны в нем размещался эвакуированный из Вировского монастыря приют на 60 детей (содержался на средства Зарайского комитета Земгора). Приют обслуживался послушницами из Вирова, а для медицинского присмотра и лечения заболевающих детей были отозваны из городского лазарета сестры общины.
Также с началом Первой мировой войны увеличилась численность самих сестер. До этого общину населяли в основном бывшие вировские послушницы и несколько крестьянок из с. Сосновка Зарайского уезда. С 1914 г. сюда начинают приходить женщины из Владимирской и Пензенской губерний, Егорьевского и Скопинского уездов Рязанской губернии.
Постепенно расширялась и территория обители. По дарственным от Н.В. Бахрушина были переданы: в 1911 г. – усадьба мерой в 250 кв. саж., купленная им у Новиковой и Постниковой, с деревянным домом, погребом и баней; в 1914 г. – приобретенная им у наследников Силантьева усадьба мерой в 3169 кв. саж. с молодым фруктовым садом из яблонь, груш и вишен, запущенными парниками, предполагавшимися под огород, избушкой для пчеловодства и ветхими постройками, разобранными в 1915-1917 гг.; в 1916 г. – расположенный среди владений общины участок земли мерою 250 кв. саж. под огород, купленный у наследников Ивановых. Таком образом, сложился комплекс из сада, построек и кладбища для монашествующих, составлявший 3 дес. 1139 кв. саж. В 1916 г., когда в общине состояло уже около 20 женщин, для заработка сестер были приобретены сапожная и чулочная машины.

Так, в течение неполных десяти лет в Зарайске и близ него выросли две женские иноческие общины, каждая из которых надо полагать могла в перспективе играть довольно значительную роль в окружающем сообществе. Однако после событий 1917 г. начинается процесс их постепенного уничтожения. Первым большим шагом стало переселение в 1919 г. сестер Бахрушинской общины в Воронино. Затем, в 1921 г., после преобразования общины «Гефсимания» в коммуну, их перевели в Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове. Участь сестер Гефсиманской общины нам не известна.
Подводя итог написанному, оговоримся, что мы намеренно стремились достаточно обособленно осветить историю каждой из двух иноческих общин. Их судьбы на первый взгляд похожи, но уклад и расставленные в момент основания приоритеты служения демонстрируют тяготение к разным, подчас противоположным образцам монашеской жизни, которые в разных вариантах всегда присутствовали в истории русского православия, хотя и не проявились так ярко, как в западной христианской традиции. Парадокс заключается в том, что отнюдь не пустота, оставшаяся после уничтожения иноческих общин, заставляет местное сообщество сегодня вспоминать о них. Те немногочисленные социальные функции, которые они выполняли, либо потеряли свою актуальность, либо были восприняты новыми учреждениями.
Замечательно то, что, как уже упоминалось выше, образ Гефсиманской общины ярче и яснее запечатлелся в памяти жителей города. И связано это не только и не столько с тем, что она пользовалась большей популярностью как духовный центр. Вопрос о такой популярности сегодня сложно оценивать. Важно другое – после закрытия Гефисманской общины долго сохранялся возведенный специально для нее комплекс зданий, еще живы люди, чья юность прошла в ее стенах, еще различимы фундаменты построек. Бахрушинская община, занимавшая выкупленные у зарайских мещан строения, сегодня почти забыта и ничто на обширной территории, которую она когда-то занимала, не напоминает о ее существовании. Лишь отдельные крайне неточные замечания изредка можно встретить на страницах редких воспоминаний.

Автор статьи: Кирилл Вячеславович Кондратьев «Женские иноческие общины Зарайского уезда в начале ХХ века»

 

© 2018 «Зарайский кремль». Все права защищены.
Информация на страницах сайта не является публичной офертой.
Политика конфиденциальности. Регламент предоставления государственной услуги.
Госуслуги Путеводитель по Московской области Культура. Гранты России - информационный портал Министерство культуры Московской области Оценка качества услуг учреждений культуры