Музей открыт с 9.00 до 18.00, прием посетителей с 10.00 до 18.00
(касса – до 17.00)
Выходные - понедельник, вторник и последняя пятница месяца.
На летний период (май-сентябрь) по субботам музей открыт для приема посетителей до 20.00, касса – до 19.00.
Проведение экскурсий в вечернее время по предварительному заказу (заказ не позднее, чем за 1 день). Экскурсии по территории города, кремля, усадьбе в Даровом  не принимаются позднее 15.30
.
На машине

По трассе М5 (Ново-Рязанское шоссе) через Луховицы или по платной трассе М4 через Ступино железный конь доставит вас аккурат к зарайскому кремлю. Музей находится здесь же, на территории крепости.

На автобусе

От станции метро «Котельники» до Зарайска ежечасно отправляется автобус № 330.
Дорога обычно занимает около 2,5 часов. Одно из преимуществ автобусного маршрута - вас привезут практически к главным воротам кремля.
А сам автовокзал располагается в старинных торговых рядах XVIII в.
→ расписание автобусов (Яндекс-расписание)

На электричке: от Казанского вокзала доезжаете до станции «Голутвин», а затем садитесь в автобус № 31 (Коломна-Зарайск) и наслаждаетесь часовым путешествием до зарайского кремля.
Или от Казанского вокзала до станции «Луховицы» (2,5 часа), откуда 40 минут на автобусах № 24 или № 31.

На такси

Зеленоглазое доставит вас по маршруту Москва - Зарайск примерно за 3.200 рублей.

Душа вещей

На любой выставке или экспозиции вы всегда оказываетесь перед
музейным предметом. Каждая вещь, будь то картина, скульптура,
произведение декоративно-прикладного искусства преподносится как
шедевр, имеющий настолько важную ценность, что заслуживает попадания в
музей. А если на выставке среди бесконечных экспонатов вы узнаете сервиз,
который хранится у вашей бабушки, или, например, книгу, которая стоит
дома высоко на полке? Почему, казалось бы, один и тот же предмет может
быть и экспонатом, и обычной вещью из вашей семьи?
В 1880–1890-е годы в статье «Музей, его смысл и назначение» философ
Н.Ф. Федоров сформулировал концепцию музея как явления: «Музей есть
выражение памяти общей для всех людей, как собора всех живущих, памяти,
неотделимой от разума, воли и действия…». Действительно, музей и по сей
день является институцией, одной из ключевых функций которой является
хранение и экспонирование предметов, репрезентирующих прошлое.
Однако не все предметы материального мира обладают свойствами
культурных ценностей. В музей попадают вещи, которые были исключены из
первоначальной среды бытования, что неизменно влечет за собой
соблюдение необходимого режима учета, хранения, реставрации,
особенностей перемещения и публичного представления. При этом в каждой
такой единице заключены особенности эпохи, информация о времени
создания, авторе и бывших владельцах. В то же время у предмета есть и
собственная история, которая развивается до тех пор, пока он существует.
Это касается как физического его существования (передвижение и участие в
выставках, изменение сохранности), так и семиотического наполнения.
Являясь в определенном смысле символом своего времени, предмет
одновременно включается во множество других контекстов и
многочисленных коммуникационных связей. С одной стороны, он становится
основой для взаимодействия между сотрудником музея и посетителем, с
другой – между собой и изучающим его специалистом.
Пространство музея наделяет каждый представленный на выставке или
экспозиции предмет особым статусом, дает возможность раскрыть различные
заложенные в него смыслы. В этом случае выставка «Душа вещей»
представляет экспонаты в необычном расположении друг с другом – с точки
зрения их поступления в музей. Она раскрывает разные пути, которые
проходят предметы, прежде чем быть включенными в Музейный фонд РФ.
На выставке «Душа вещей» впервые представлено более 100 музейных
предметов. И теперь для них начинается новая жизнь: история экспонатов
дополняется новым периодом изучения и представления широкой
общественности. Каждый предмет уникален своим происхождением,
техникой исполнения и материалами, из которых он создан, авторской
задумкой; предмет отражает культуру, время, эпоху в целом и, говоря
образным языком, – имеет свою душу. Неслучайно основой для названия
выставки послужила изданная в 1911 году уроженцем Зарайского уезда
Рязанской губернии А.В. Селивановым брошюра «Душа вещей», в которой
автор утверждал о «присутствии в некоторых материальных предметах,
сделанных рукою человека, особой психической силы».

Зарайский кремль

Как бы невероятно это ни звучало, но факт остается фактом: памятник русского оборонного зодчества первой трети XVI века, Зарайский кремль расположен на территории Зарайской верхнепалеолитической стоянки. Эти места были обжиты первобытными охотниками во временном промежутке от 23 тыс. до 16 тыс. лет назад. Каменный кремль был возведен на правом берегу реки Осетра по указу великого князя Московского Василия III в. 1528 — 1531 гг. Он стал одним из опорных пунктов для защиты южных рубежей Московского государства, подвергавшихся частым разорительным набегам крымских татар. За те полтора века, в течение которых была задействована его боевая мощь, он ни разу не покорился этим опасным врагам. Во время Смуты, в 1610 году, воеводой Зарайска был назначен князь Дмитрий Пожарский, который обеспечил «Зарайского города крепкое стоятельство» против сторонников Лжедмитрия II.

Зарайский кремль — одна из немногих русских регулярных крепостей XVI века — имеет в плане форму прямоугольника со сторонами 125 и 185 метров. Он возведен по канонам итальянской замковой архитектуры и приспособлен для ведения кругового боя с применением артиллерии. Это самый маленький по площади (2,3 гектара) из всех русских кремлей, дошедших до нашего времени, и единственный полностью сохранившийся кремль в Подмосковье. Является объектом культурного наследия федерального значения.

С 2014 года ведется комплексная реставрация стен и башен кремля. Архитектурный ансамбль крепости включает в себя Никольский собор XVII века, собор Усекновения главы Иоанна Предтечи начала XX века, а также здание бывших Присутственных мест (духовного училища), где располагаются экспозиции музея. В кремле находится памятник легендарным рязанским князьям Федору, Евпраксии и их сыну Иоанну, чьи имена упоминаются в древнерусских Повестях о Николе Зарайском и исстари связываются с Зарайском. В Иоанно-Предтеченском соборе пребывает главная духовная святыня города — чудотворная икона св. Николая Чудотворца (XVI в.).

Узнать больше