Выставочный проект «А.С. Голубкина и Париж» приурочен к 158-й годовщине со дня рождения художницы и расскажет о парижском периоде в ее биографии. Предметы, экспонируемые на выставке, поступили из собрания Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль», Государственной Третьяковской галереи, Мемориальной мастерской художников Ефимовых, ГБУ Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М.А. Волошина», частных собраний.
В 2022 году исполняется 125 лет со времени ученичества Голубкиной у скульптора Огюста Родена. Письмо Анны Семеновны со словами благодарности, адресованное своему наставнику, хранится в музее Родена в Париже. Оно было написано в 1907 г. после ее ареста за распространение нелегальной литературы и заключения в зарайскую тюрьму: «… Я пишу Вам теперь, потому что сейчас мы переживаем очень бурное время и никто не знает, какой оборот примут события. В тюрьму сажают всех, и я один раз уже там побывала. Осенью меня будут судить вновь, и я боюсь, что Вы никогда не узнаете, как я Вас почитаю и уважаю. Пока я жива, я всегда буду благоговеть перед Вами, как перед великим художником и человеком, давшим мне возможность жить…».
Преданный почитатель таланта нашей выдающейся землячки М.А. Волошин писал: «Голубкина-одна из самых интересных европейских, не только русских скульпторов нашего времени. Она ученица Родена, но дорога ее в искусстве совершенно самостоятельная и по всей справедливости она может стать рядом со своим учителем…».
Сама Анна Семеновна в письме старшей сестре Александре Семеновне из Парижа в Зарайск пишет: «Одно могу сказать, что я получу от этой поездки большую пользу. Все мои товарищи, скульпторы, которые остались здесь, очень продвинулись, очень. И, наоборот, все русские, то есть которые были со мной в России, зачахли. Итак, несомненно, что Париж двигает».
Память о Париже скульптор сохранила на всю жизнь. Именно в Париже к ней пришел первый успех и признание ее творчества. Жизнь Голубкиной во французской столице не ограничивалась стенами мастерской; во время всех трех поездок она общалась с художниками-соотечественниками, посещала Лувр, парижские театры, знакомилась с архитектурой старого Парижа и с окрестностями французской столицы, выезжала за пределы Франции, например, в Лондон с целью знакомства с музеями. Даже образец мастерской, хорошо оборудованной, правильно освещенной, Голубкина увидела в Париже и стремилась в России хоть сколько-нибудь приблизиться к этому идеалу. Например, в родном Зарайске у нее мастерская, похожая на сарай, но с верхним светом из старых парниковых рам вместо крыши, в московской мастерской также присутствовал естественный верхний свет. В общей сложности, с перерывами, Голубкина жила и работала в Париже приблизительно три с половиной года.
Посетителям выставки представится возможность узнать об истоках формирования А.С. Голубкиной как личности и выдающегося мастера, понять причины, побудившие художницу отправиться в столицу Франции совершенствовать художественное образование, имея за плечами московскую и петербургскую скульптурные школы, о радостях и трудностях парижской жизни, об окружении «скульпторши из крестьян» в Париже, о влиянии парижской художественной школы на последующее творчество Голубкиной.
На выставке экспонируются произведения художницы, фотографии парижского периода, инструмент мастера по мрамору, предметы одежды, быта, принадлежавшие А.С. Голубкиной, зарисовки парижской жизни близкой знакомой скульптора, художницы Н.Я. Симонович-Ефимовой. Потомки нашей знаменитой землячки сохранили письма Екатерины Яковлевны Голубкиной, адресованные ее дочери Анне Семеновне из Зарайска в Париж. Эти письма были очень дороги для Голубкиной. Не случайно до конца жизни художница хранила их и переплела собственноручно в небольшую книжицу, представленную на выставке. Интересны сохранившиеся письма Анны Семеновны парижского периода, адресованные родным в Зарайск.