Музей открыт с 9.00 до 18.00, прием посетителей с 10.00 до 18.00
(касса – до 17.00)
Выходные - понедельник, вторник и последняя пятница месяца.
На летний период (май-сентябрь) по субботам музей открыт для приема посетителей до 20.00, касса – до 19.00.
Проведение экскурсий в вечернее время по предварительному заказу (заказ не позднее, чем за 1 день). Экскурсии по территории города, кремля, усадьбе в Даровом  не принимаются позднее 15.30
.
На машине

По трассе М5 (Ново-Рязанское шоссе) через Луховицы или по платной трассе М4 через Ступино железный конь доставит вас аккурат к зарайскому кремлю. Музей находится здесь же, на территории крепости.

На автобусе

От станции метро «Котельники» до Зарайска ежечасно отправляется автобус № 330.
Дорога обычно занимает около 2,5 часов. Одно из преимуществ автобусного маршрута - вас привезут практически к главным воротам кремля.
А сам автовокзал располагается в старинных торговых рядах XVIII в.
→ расписание автобусов (Яндекс-расписание)

На электричке: от Казанского вокзала доезжаете до станции «Голутвин», а затем садитесь в автобус № 31 (Коломна-Зарайск) и наслаждаетесь часовым путешествием до зарайского кремля.
Или от Казанского вокзала до станции «Луховицы» (2,5 часа), откуда 40 минут на автобусах № 24 или № 31.

На такси

Зеленоглазое доставит вас по маршруту Москва - Зарайск примерно за 3.200 рублей.

«Искусство в ремесле. Круг гончара»

Серия выставок «Искусство в ремесле» – пожалуй, наиболее творческий цикл выставок, проводимых в Государственном музее-
заповеднике «Зарайский кремль». С 2021 года мы старались проследить, как происходило развитие декоративно-прикладного искусства, какие подходы и
образы художники из века в век привносили в свое ремесло согласно духу времени.

Первая выставка «Искусство в ремесле» была посвящена интереснейшему виду архитектурной керамики – изразцу. Оказалось, что изразец жив и, более того, продолжает жить и в XXI веке! Работы мастеров современной художественной керамики из Абрамцева, Гжели и Москвы показали, что в современном искусстве присутствуют как реплики традиционных сюжетов, так и их творческие интерпретации. На выставке были представлены археологические находки, обнаруженные на территории кремля и Зарайска, и изразцы XVIII – XIX веков из коллекции музея. Это позволило взглянуть на историю изразца как на живую ветвь современного искусства, берущую истоки из глубины национальной художественной культуры.

На выставке «Искусство в ремесле. Путешествие узора» мы вышли за границы столь узкого вида декоративно-прикладного искусства и попробовали представить все многообразие орнамента. Структурирующий форму и пространство орнамент был представлен современной керамикой, батиком, мозаикой, резьбой по дереву, художественным стеклом и лоскутным шитьем. Произведения дополнялись текстами, в которых каждый художник рассказывал о своем собственном подходе к творчеству и восприятии узора как особого языка искусства.

Выставка «Искусство в ремесле. Круг гончара» посвящена гончарному мастерству. Эта тема шире, чем просто исследование развития быта человечества. Керамические сосуды являются важным культуроразличительным признаком, а нанесенный на них орнамент дает возможность использовать керамику как полноценный исторический источник.

Сохранились ли приемы древнерусских гончаров? Частичная утрата мастерства ремесленников, уход поколений гончаров, массовое производство
посуды, и, наконец, мода, которая неизменно соперничает с традициями – каким мы видим гончарное искусство сегодня, в XXI веке?

На выставке представлены пути претворения идей современных художников Гжели, Скопина, Чебоксар, Санкт-Петербурга и Москвы,
выраженные с помощью гончарной пластики. В этих работах представлены формы, волнующие мастеров прошлых поколений, многие из которых
восходят к древнерусским образцам керамики, и воплощены технические приемы, ставшие возможными благодаря современному развитию материалов. Некоторые керамисты в своем творчестве опираются на специфику народного искусства, локально развивающегося в определенных местах.
Такой подход выявляет веками накопленный опыт художественно-образного мышления, связанный и с определенными образами и символами, и с
исполнительским умением. Для других керамистов гончарный круг становится не только инструментом для зримого воплощения образов, но и
обдуманным стилистическим методом. Третьи вступают в диалог с классической формой сосуда, по-своему интерпретируя классические формы
в соответствии с собственными размышлениями.

Представленные в едином пространстве произведения современных художников и предметы из собрания музея являются в определенном смысле
символами своего времени. Часть работ в рамках выставки интегрирована в постоянную экспозицию как напоминание того, что современная керамика –
это часть нашей сегодняшней культуры.

Присутственные места

С 2014 года коллекции музея размещаются в здании Присутственных мест в юго-западной части кремля. Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль» вот уже на протяжении 100 лет хранит уникальное собрание предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, поступивших, в основном, из крупных дворянских усадеб Зарайского уезда. В советское время оно пополнялось за счет государственного музейного фонда и частных пожертвований.

Знакомство посетителей с собранием музея начинается с археологической экспозиции. В ней представлены находки древнейшей на территории Подмосковья Зарайской верхнепалеолитической стоянки (23 — 16 тысяч лет назад). Среди них признанный шедевр первобытного искусства — статуэтка бизона, вырезанная из бивня мамонта 22 тысячи лет назад, и две фигурки «палеолитических венер». Экспозиция демонстрирует полный цикл и технологию производства первобытных кремневых и костяных изделий.

В экспозиции «Русское искусство XVIII — XXвека» представлено уникальное по своему составу собрание дворянских портретов второй половины XVIII — начала XX веков, включающее фамильные галереи Голицыных и Олсуфьевых, Виельгорских и Келлеров, в том числе работы признанных мастеров портретного жанра Ф. Крюгера, А.-Ф. Ризенера, Л. Бакста. Жемчужиной коллекции по праву считается парадный портрет графини М. А. Келлер кисти Леона Бакста. Интересно собрание портретов зарайского купечества. В музее экспонируются работы поздних передвижников академического направления: В. М. Максимова, И. И. Шишкина, В. К. Бялыницкого-Бируля, С. В. Иванова и других.

Гордость музея — предметы из фарфорового десертного сервиза графов Виельгорских — одно из лучших произведений завода князя Н. Б. Юсупова в селе Архангельском.

Западноевропейское искусство XVII — XX веков представлено как образцами европейской живописи, так и предметами старинной мебели, художественной керамики, стекла и бронзы. Экспозиция знакомит с образцами холодного и огнестрельного оружия производства стран Западной Европы и Востока, коллекцией китайского и японского фарфора. Кроме того, в фондах открытого хранения можно познакомиться с не вошедшими в основную экспозицию образцами русской, западноевропейской и восточной керамики XVIII — XX вв. и работами современных художников Ф. Д. Константинова, М. Г. Абакумова.

История музея

Музей в Зарайске открыл двери для посетителей в 1919 году. В маленьком провинциальном городке к этому времени сложилась особая культурная среда, проникнутая духом зарайских древностей. К тому же в дореволюционном Зарайске уже существовали традиции музейного дела, ярким проявлением которых был созданный в 1910 году естественно-исторический музей Зарайского земства. В городе сложилась плеяда людей, готовых посвятить себя делу спасения, сохранения и изучения ускользавшего на глазах культурного наследия. И, наконец, коренные преобразования 1917 года открыли на короткое время неисчерпаемые возможности для комплектования фондов за счет богатейших коллекций так называемых «бывших».

В начале 1918 года в Зарайск был направлен эмиссар музейного отдела Всероссийской коллегии по охране памятников искусства и старины Л. М. Весельчаков, при содействии которого и под руководством И. П. Перлова был создан художественно-исторический музей. Со временем расположившемуся в здании бывших Присутственных мест и Духовного училища музею было передано здание древнего Никольского собора. В нем начал работу отдел церковной архитектуры. В декабре 1924 года естественно-исторический и художественно-исторический музеи были объединены. В это время музей активно пополняется за счет изъятия ценностей из помещичьих усадеб Зарайского уезда.

В 1936 году музей в срочном порядке был переведен в здание Троицкой церкви. Жизнь в музее замирает на долгое время, чтобы возродиться на рубеже 1970–1980 годов. Именно в это время стране и миру были явлены прекрасные произведения искусства, сохраненные немногочисленными сотрудниками.

Новый этап истории начался в 90-е годы прошлого века с приобретением музеем статуса государственного учреждения культуры. С 2014 года музей снова находится в своем историческом здании — в Присутственных местах на территории кремля. К своему столетнему юбилею музей подошел в статусе государственного музея-заповедника.

Узнать больше