Музей открыт с 9.00 до 18.00, прием посетителей с 10.00 до 18.00
(касса – до 17.00)
Выходные - понедельник, вторник и последняя пятница месяца.
На летний период (май-сентябрь) по субботам музей открыт для приема посетителей до 20.00, касса – до 19.00.
Проведение экскурсий в вечернее время по предварительному заказу (заказ не позднее, чем за 1 день). Экскурсии по территории города, кремля, усадьбе в Даровом  не принимаются позднее 15.30
.
На машине

По трассе М5 (Ново-Рязанское шоссе) через Луховицы или по платной трассе М4 через Ступино железный конь доставит вас аккурат к зарайскому кремлю. Музей находится здесь же, на территории крепости.

На автобусе

От станции метро «Котельники» до Зарайска ежечасно отправляется автобус № 330.
Дорога обычно занимает около 2,5 часов. Одно из преимуществ автобусного маршрута - вас привезут практически к главным воротам кремля.
А сам автовокзал располагается в старинных торговых рядах XVIII в.
→ расписание автобусов (Яндекс-расписание)

На электричке: от Казанского вокзала доезжаете до станции «Голутвин», а затем садитесь в автобус № 31 (Коломна-Зарайск) и наслаждаетесь часовым путешествием до зарайского кремля.
Или от Казанского вокзала до станции «Луховицы» (2,5 часа), откуда 40 минут на автобусах № 24 или № 31.

На такси

Зеленоглазое доставит вас по маршруту Москва - Зарайск примерно за 3.200 рублей.

КАПРИЗЫ МОДЫ

Мода – понятие довольно широкое – это и совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определённой среде в определённое время, и установление идеологии или стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Она определяет не только тип или форму одежды и аксессуаров, но и правила общения и даже организации пространства. В своем современном понимании она появляется еще в XVII в. и постепенно завоевывает массы и территории.

Мода – соперница Традиции. На протяжении многих столетий внешний вид и образ жизни человека определялись локальными традициями. Любой этнографический музей при желании можно назвать музеем анти-моды. Предметы быта в самом широком их спектре – скроенные по традиционным лекалам, имеющие традиционные формы, украшенные традиционными орнаментами – почти не менялись столетиями.
Вплоть до промышленного переворота следование веяниям моды было привилегией немногих. Развитие индустрии сделало моду доступнее. Массовое производство аксессуаров и тканей, появление швейных машинок – все это сыграло на руку моде в ее противостоянии с традицией. Перестав быть сословной привилегией, она постепенно становится универсальным и массовым явлением.
На выставке представлены произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства конца XVIII – начала ХХ вв. За этот относительно короткий период времени господствовали, сменяя друг друга, стили барокко, классицизм, ампир, романтизм, историзм, эклектика, модерн. Все они так или иначе отражены на выставке.
Портрет Екатерины II в гвардейском мундире является ярким примером тесной связи моды и политики. Разнообразие подхода художников первой половины XIX в. к изображению личности демонстрируют живописные и графические портреты, выполненные на кости, бумаге, картоне и пергаменте. Камерные портреты девушек, решенные в нежных пастельных оттенках, соседствуют с романтическими образами графа М.М. Виельгорского-Матюшкина, М.И. Глинки и А.С. Пушкина.

Огромное влияние на моду середины и второй половины XIX в. оказал стиль историзм. На выставке представлены отсылающие нас к эстетике эпохи Возрождения ковер с живописным изображением романтической сцены, декоративное блюдо с аллегорическим изображением плодородия. Рокайльные мотивы и галантные сцены – яркие атрибуты барокко и рококо – использованы в декоре веера и канделябра французской мануфактуры Vion & Baury.

Ярким примером широкого распространения моды во второй половине XIX в. является представленная на выставке серия иллюстраций с образцами женских и детских костюмов для прогулок, светских выходов и повседневных занятий. Развитие художественной промышленности отражают эскизы расцветок ткани московского Товарищества ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель» и их образцы.
Изменение женского костюма под влиянием эклектики и модерна к концу века продемонстрировано одеждой и аксессуарами: пальто и сапогами, сумочками и различными украшениями. В это же время общество переживает очередной всплеск увлечения восточной культурой, отраженный на выставке рядом экспонатов. Склонность к эклектике в начале XX в. включала в себя сочетание необычных материалов: шкатулки инкрустировались костью и перламутром, а броши и браслеты – засушенными жуками и лапками птиц.
Выставку дополняют воссозданные по рецептуре 1905 года ароматы духов.

Проект реализован совместно с мануфактурой «Душистыя радости» (г. Коломна) и коллекционером Е.А. Взоровой.

Присутственные места

С 2014 года коллекции музея размещаются в здании Присутственных мест в юго-западной части кремля. Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль» вот уже на протяжении 100 лет хранит уникальное собрание предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, поступивших, в основном, из крупных дворянских усадеб Зарайского уезда. В советское время оно пополнялось за счет государственного музейного фонда и частных пожертвований.

Знакомство посетителей с собранием музея начинается с археологической экспозиции. В ней представлены находки древнейшей на территории Подмосковья Зарайской верхнепалеолитической стоянки (23 — 16 тысяч лет назад). Среди них признанный шедевр первобытного искусства — статуэтка бизона, вырезанная из бивня мамонта 22 тысячи лет назад, и две фигурки «палеолитических венер». Экспозиция демонстрирует полный цикл и технологию производства первобытных кремневых и костяных изделий.

В экспозиции «Русское искусство XVIII — XXвека» представлено уникальное по своему составу собрание дворянских портретов второй половины XVIII — начала XX веков, включающее фамильные галереи Голицыных и Олсуфьевых, Виельгорских и Келлеров, в том числе работы признанных мастеров портретного жанра Ф. Крюгера, А.-Ф. Ризенера, Л. Бакста. Жемчужиной коллекции по праву считается парадный портрет графини М. А. Келлер кисти Леона Бакста. Интересно собрание портретов зарайского купечества. В музее экспонируются работы поздних передвижников академического направления: В. М. Максимова, И. И. Шишкина, В. К. Бялыницкого-Бируля, С. В. Иванова и других.

Гордость музея — предметы из фарфорового десертного сервиза графов Виельгорских — одно из лучших произведений завода князя Н. Б. Юсупова в селе Архангельском.

Западноевропейское искусство XVII — XX веков представлено как образцами европейской живописи, так и предметами старинной мебели, художественной керамики, стекла и бронзы. Экспозиция знакомит с образцами холодного и огнестрельного оружия производства стран Западной Европы и Востока, коллекцией китайского и японского фарфора. Кроме того, в фондах открытого хранения можно познакомиться с не вошедшими в основную экспозицию образцами русской, западноевропейской и восточной керамики XVIII — XX вв. и работами современных художников Ф. Д. Константинова, М. Г. Абакумова.

История музея

Музей в Зарайске открыл двери для посетителей в 1919 году. В маленьком провинциальном городке к этому времени сложилась особая культурная среда, проникнутая духом зарайских древностей. К тому же в дореволюционном Зарайске уже существовали традиции музейного дела, ярким проявлением которых был созданный в 1910 году естественно-исторический музей Зарайского земства. В городе сложилась плеяда людей, готовых посвятить себя делу спасения, сохранения и изучения ускользавшего на глазах культурного наследия. И, наконец, коренные преобразования 1917 года открыли на короткое время неисчерпаемые возможности для комплектования фондов за счет богатейших коллекций так называемых «бывших».

В начале 1918 года в Зарайск был направлен эмиссар музейного отдела Всероссийской коллегии по охране памятников искусства и старины Л. М. Весельчаков, при содействии которого и под руководством И. П. Перлова был создан художественно-исторический музей. Со временем расположившемуся в здании бывших Присутственных мест и Духовного училища музею было передано здание древнего Никольского собора. В нем начал работу отдел церковной архитектуры. В декабре 1924 года естественно-исторический и художественно-исторический музеи были объединены. В это время музей активно пополняется за счет изъятия ценностей из помещичьих усадеб Зарайского уезда.

В 1936 году музей в срочном порядке был переведен в здание Троицкой церкви. Жизнь в музее замирает на долгое время, чтобы возродиться на рубеже 1970–1980 годов. Именно в это время стране и миру были явлены прекрасные произведения искусства, сохраненные немногочисленными сотрудниками.

Новый этап истории начался в 90-е годы прошлого века с приобретением музеем статуса государственного учреждения культуры. С 2014 года музей снова находится в своем историческом здании — в Присутственных местах на территории кремля. К своему столетнему юбилею музей подошел в статусе государственного музея-заповедника.

Узнать больше