На выставке, приуроченной к 90-летию Московской области, представлены работы художников из собрания Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль» с 1940-х годов до настоящего времени .
Работы, созданные ведущими мастерами, демонстрируют преемственность художественных образов и развитие творческой манеры.В целом творческое мировоззрение русских живописцев характерно духовным отношением к природе. Единство церковной архитектуры и природного ландшафта, органично воплощенное на просторах Подмосковья, постоянно становилось сюжетом полотен.
Так, в картинах Народного художника РСФСР и СССР, члена-корреспондента АХ СССР Ф.Д. Константинова (1910 – 1997) и Народного художника РФ М.Г. Абакумова (1948 – 2010) отображены образы Зарайска и Коломны. Бескрайние дали и бесконечная водная гладь, монументальность архитектуры и красота природного состояния становятся воплощением подмосковного пейзажа. Эту линию продолжают и многие современные художники, в частности, Е.Ю. Павловская.Во многих пейзажах памятники архитектуры локализируют место, делая его узнаваемым.
На пленэре, проходившем в Зарайске в 1996 году, болгарский художник Д.Х. Иорданов создал образ города в картине «Храм». Мастер отказался от реалистического способа изображения натуры, характерные черты которой легли в основу композиции.Более специфическое восприятие родного города отражено в картине Народного художника РФ, члена-корреспондента АХ, члена СХ России В.С. Пименова «Посещение» (1995). Автор создает узнаваемый образ города, в котором природное и человеческое становится местом воплощения божественного.Творческое своеобразие работ состоит одновременно в простоте мотивов и разном авторском отношении к натуре. В них отражена природа в ее идеальной гармоничной модели и стремление мастеров воспеть ее в соответствии с собственным представлении о прекрасном.Образность пейзажной живописи состоит в разной интерпретации мотива – от лирического и интимного до торжественного звучания чувства любви к родной природе.