Музей открыт с 9.00 до 18.00, прием посетителей с 10.00 до 18.00
(касса – до 17.00)
Выходные - понедельник, вторник и последняя пятница месяца.
На летний период (май-сентябрь) по субботам музей открыт для приема посетителей до 20.00, касса – до 19.00.
Проведение экскурсий в вечернее время по предварительному заказу (заказ не позднее, чем за 1 день). Экскурсии по территории города, кремля, усадьбе в Даровом  не принимаются позднее 15.30
.
На машине

По трассе М5 (Ново-Рязанское шоссе) через Луховицы или по платной трассе М4 через Ступино железный конь доставит вас аккурат к зарайскому кремлю. Музей находится здесь же, на территории крепости.

На автобусе

От станции метро «Котельники» до Зарайска ежечасно отправляется автобус № 330.
Дорога обычно занимает около 2,5 часов. Одно из преимуществ автобусного маршрута - вас привезут практически к главным воротам кремля.
А сам автовокзал располагается в старинных торговых рядах XVIII в.
→ расписание автобусов (Яндекс-расписание)

На электричке: от Казанского вокзала доезжаете до станции «Голутвин», а затем садитесь в автобус № 31 (Коломна-Зарайск) и наслаждаетесь часовым путешествием до зарайского кремля.
Или от Казанского вокзала до станции «Луховицы» (2,5 часа), откуда 40 минут на автобусах № 24 или № 31.

На такси

Зеленоглазое доставит вас по маршруту Москва - Зарайск примерно за 3.200 рублей.

Письма русского путешественника

Путешествия были неотъемлемой частью человеческой жизни с самых
давних времен. Археология дает нам богатый материал о странствиях
древнейших людей. Путешествовали Гильгамеш и Одиссей, библейские
пророки и герои скандинавских саг, Плано Карпини и Марко Поло, «ходил»
за три моря тверской купец Афанасий Никитин. Путешественники открывали
новые страны и континенты, а рассказы об их странствиях будоражили умы
современников и вдохновляли поэтов и художников.
С конца XVIII в. в европейской культуре тема путешествий
наполнилась новыми смыслами. Цели были разные – от культурных и
образовательных до стремления поправить здоровье. География также
расширялась вслед техническому прогрессу.
Литература того времени все чаще говорит о важности новых
впечатлений, а библиотеки пополняются записками путешественников,
сочетающими документальные и беллетристические черты, близкие
мемуарам, дневникам и переписке. В России одним из самых известных
примеров таких записок стали «Письма русского путешественника»
Н.М. Карамзина, который наряду с А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским, был
одним из неформальных лидеров и вдохновителей просвещенной дворянской
молодежи «золотого века» русской культуры. Источником для «Писем»
послужили поездки будущего историографа по Западной Европе в 1789-1790
гг.
Выставка посвящена этому культурному феномену – путешествиям в
XIX – начале XX вв. – и представляет предметы изобразительного и
декоративно-прикладного искусства, редкие издания и фотографии,
привезенные из разных стран Европы, Ближнего и Дальнего Востока
владельцами дворянских усадеб Зарайского уезда и отражающие их
интересы, вкусы и подверженность веяниям моды.
Значительная часть вошедших в состав выставки предметов
происходит из усадьбы Сенницы, принадлежавшей близкому другу Н.М.
Карамзина графу Мих.Ю. Виельгорскому, путешествия которого по Европе
оказали огромное влияние на русскую культуру. Семья Виельгорских вела
активную зарубежную переписку с большим числом знакомых и друзей.
Например, графиня Л.К. Виельгорская в одном из писем Н.В. Гоголю
упоминает доктора Гугирта, портрет которого, датируемый 1844 г.,
экспонируется на выставке.
Потребность в такой деловой и личной эпистолярии делала
неотъемлемой частью багажа походные бюро или секретеры. Два таких
дорожных кабинета представлены на выставке. Первый из них выполнен
итальянскими мастерами в XVII в., а второй – украшенный цветочным
орнаментом и инкрустированный перламутром – был создан в это же время в
Османской империи.
Египетские походы Наполеона Бонапарта пробудили у европейцев
интерес к культуре Востока. Оружие, предметы быта и даже одежда – все
привезенные из поездок предметы воплощали в себе экзотику дальних стран.
Об активном увлечении восточной культурой свидетельствуют
усадебные коллекции японского и китайского искусства. Яркие тому
примеры – уникальный с этнографической точки зрения экспонат – занавеска
с вшитыми в нее японскими гравюрами на пергаменте, и созданная в XIX в. в
Китае курильница, украшавшие когда-то интерьер усадьбы Сенницы при
последних ее владелицах – семье графов Келлер.
Благодаря развитию техники на рубеже XIX – ХХ вв. на смену
альбомам с путевыми зарисовками приходит фотография. На выставке
представлены дорожный фотоаппарат и ранее не экспонировавшиеся
отпечатки с оцифрованных негативов конца XIX – начала XX вв. Снимки
были выполнены графом А.Ф. Келлером во время путешествий по России,
странам Европы, а также на Дальнем Востоке и в Маньчжурии в период
Русско-Японской войны.
Путешествия, которые, по словам Н.М. Карамзина, предпринимались
«единственно для того, чтобы собрать некоторые приятные впечатления и
обогатить свое воображение новыми идеями», существенно влияли на моду и
расширяли кругозор. Литературный жанр записок во время или после
путешествий давал возможность осуществить ментальный перенос в другие
страны и зачастую – утвердиться в идее о красоте русской природы и
русских городов. Поэтому поездкам по России посвящен первый, вводный
раздел выставки. Ее открывают открытые письма начала XX в. с видами
Зарайска и швейцарского города Вевея, ведь, как известно, Ф.М.
Достоевский писал: «Бронницы или Зарайск! – вот Вам Вевей. Но Зарайск,
разумеется, и богаче и лучше. Тут только один из самых первых в Европе
ландшафтов и больше ничего…»

Присутственные места

С 2014 года коллекции музея размещаются в здании Присутственных мест в юго-западной части кремля. Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль» вот уже на протяжении 100 лет хранит уникальное собрание предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, поступивших, в основном, из крупных дворянских усадеб Зарайского уезда. В советское время оно пополнялось за счет государственного музейного фонда и частных пожертвований.

Знакомство посетителей с собранием музея начинается с археологической экспозиции. В ней представлены находки древнейшей на территории Подмосковья Зарайской верхнепалеолитической стоянки (23 — 16 тысяч лет назад). Среди них признанный шедевр первобытного искусства — статуэтка бизона, вырезанная из бивня мамонта 22 тысячи лет назад, и две фигурки «палеолитических венер». Экспозиция демонстрирует полный цикл и технологию производства первобытных кремневых и костяных изделий.

В экспозиции «Русское искусство XVIII — XXвека» представлено уникальное по своему составу собрание дворянских портретов второй половины XVIII — начала XX веков, включающее фамильные галереи Голицыных и Олсуфьевых, Виельгорских и Келлеров, в том числе работы признанных мастеров портретного жанра Ф. Крюгера, А.-Ф. Ризенера, Л. Бакста. Жемчужиной коллекции по праву считается парадный портрет графини М. А. Келлер кисти Леона Бакста. Интересно собрание портретов зарайского купечества. В музее экспонируются работы поздних передвижников академического направления: В. М. Максимова, И. И. Шишкина, В. К. Бялыницкого-Бируля, С. В. Иванова и других.

Гордость музея — предметы из фарфорового десертного сервиза графов Виельгорских — одно из лучших произведений завода князя Н. Б. Юсупова в селе Архангельском.

Западноевропейское искусство XVII — XX веков представлено как образцами европейской живописи, так и предметами старинной мебели, художественной керамики, стекла и бронзы. Экспозиция знакомит с образцами холодного и огнестрельного оружия производства стран Западной Европы и Востока, коллекцией китайского и японского фарфора. Кроме того, в фондах открытого хранения можно познакомиться с не вошедшими в основную экспозицию образцами русской, западноевропейской и восточной керамики XVIII — XX вв. и работами современных художников Ф. Д. Константинова, М. Г. Абакумова.

История музея

Музей в Зарайске открыл двери для посетителей в 1919 году. В маленьком провинциальном городке к этому времени сложилась особая культурная среда, проникнутая духом зарайских древностей. К тому же в дореволюционном Зарайске уже существовали традиции музейного дела, ярким проявлением которых был созданный в 1910 году естественно-исторический музей Зарайского земства. В городе сложилась плеяда людей, готовых посвятить себя делу спасения, сохранения и изучения ускользавшего на глазах культурного наследия. И, наконец, коренные преобразования 1917 года открыли на короткое время неисчерпаемые возможности для комплектования фондов за счет богатейших коллекций так называемых «бывших».

В начале 1918 года в Зарайск был направлен эмиссар музейного отдела Всероссийской коллегии по охране памятников искусства и старины Л. М. Весельчаков, при содействии которого и под руководством И. П. Перлова был создан художественно-исторический музей. Со временем расположившемуся в здании бывших Присутственных мест и Духовного училища музею было передано здание древнего Никольского собора. В нем начал работу отдел церковной архитектуры. В декабре 1924 года естественно-исторический и художественно-исторический музеи были объединены. В это время музей активно пополняется за счет изъятия ценностей из помещичьих усадеб Зарайского уезда.

В 1936 году музей в срочном порядке был переведен в здание Троицкой церкви. Жизнь в музее замирает на долгое время, чтобы возродиться на рубеже 1970–1980 годов. Именно в это время стране и миру были явлены прекрасные произведения искусства, сохраненные немногочисленными сотрудниками.

Новый этап истории начался в 90-е годы прошлого века с приобретением музеем статуса государственного учреждения культуры. С 2014 года музей снова находится в своем историческом здании — в Присутственных местах на территории кремля. К своему столетнему юбилею музей подошел в статусе государственного музея-заповедника.

Узнать больше