Выставка «Прекрасное пленяет навсегда» проходит в рамках национального проекта «Культура» и знакомит жителей разных регионов России с коллекцией Рязанского художественного музея имени И.П. Пожалостина.
Сотрудничество рязанского и зарайского музеев имеет многолетнюю традицию, во многом основанную на единой исторической и культурной базе. Одной из знаковых для двух музеев фигур является выдающийся русский скульптор, уроженка Зарайска Анна Семеновна Голубкина. Тематика выставки обусловлена местом ее проведения – родным домом великого мастера. Поэтому на ней представлены работы ее современников: Я.Я. Калиниченко, Н.П. Крымова, В.В. Мешкова, П.И. Петровичева, Л.В. Туржанского, С.В. Беклемишева, В.Э. Борисова-Мусатова, А.И. Кравченко, С.Г. Никифорова, А.В. Исупова. Все они учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества примерно в те же годы, что и Голубкина, посещали занятия одних и тех же педагогов, но у каждого из них сформировалось свое представление о прекрасном и о его отражении в искусстве. С некоторыми из названных художников Анна Семеновна была знакома лично. Например, В.Э. Борисов-Мусатов старался помочь и поддержать Голубкину во время ее пребывания в Париже, о чем свидетельствуют сохранившиеся письма художника Анне Семеновне и воспоминания ее современников. Известно, что Голубкина в 1912 году по заказу выполнила надгробный памятник живописцу
и рисовальщику С.Г. Никифорову, запечатлев его с палитрой в руке. «Военных изображают со шпагой. Палитра – это оружие художника» — говорила Голубкина. Сама художница, поступив в МУЖВЗ, первоначально хотела заниматься живописью, которая в то время занимала ведущее место в художественной жизни страны. Однако позднее она полностью посвятила себя скульптуре.
Но в свободное время в течение всей жизни возвращалась к живописи и рисунку.
Многие живописные работы современников А.С. Голубкиной, представленные на выставке «Прекрасное пленяет навсегда», созвучны ее творчеству своим символистским восприятием мира, декоративностью и экспрессивной выразительностью художественного языка, стремлением осовременить традиционные библейские сюжеты живописными достижениями импрессионизма, любовью к созерцательности и родной природе.
В этом же зале представлены предметы из собрания Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль», позволяющие проследить творческий путь
А.С. Голубкиной. Родилась она в семье зарайских огородников, потомков крепостных крестьян села Мотовилово Михайловского уезда Рязанской губернии. Дед, старовер-начетчик Поликарп Сидорович Голубкин, заменивший рано осиротевшим внукам отца, оказал влияние на формирование нравственных устоев семьи. Вниманию посетителей представлена Библия, принадлежавшая деду.
Не имея возможности в детстве получить систематическое образование, Анна Голубкина с ранних лет стремилась к знаниям. С ранних лет увлекалась рисованием и лепкой. Работая на огородах, выбирала из земли глину и лепила. Только в возрасте 25 лет она решила изменить свою жизнь и отправилась учиться на художника в Москву. Ее творческий путь начался с маленькой скульптурки «Молящаяся старуха» 1889 г., которую она представила в качестве вступительной работы в Классах изящных искусств А.О. Гунста преподавателю С.М. Волнухину, после чего была зачислена с освобождением от платы за обучение «в виду выдающегося таланта». Эта работа Голубкиной экспонируется на выставке.
Затем последовала учеба в МУЖВЗ, где ее учителем был незаурядный скульптор и талантливый педагог С.И. Иванов. В 1894 г. Анна Семеновна поступила в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге
в мастерскую профессора В.А. Беклемишева. Ко времени поступления
в Академию у Голубкиной уже выработался свой художественный язык.
Далее последовали три поездки в Париж с целью совершенствования художественного образования. Ее наставником в Париже стал О. Роден.
На Весеннем парижском салоне 1899 г. Голубкина представила работу «Старость», за которую художница была удостоена награды – бронзовой медали Французской академии литературы и искусства. В основу многих работ мастера легли зарайские впечатления – «Иван Непомнящий», «Портрет Н.Н. Алексеевой», «Портрет
Л.И. Сидоровой», «Портрет А.Н. Глаголева», «Раб». «Бараны» и др. Последними работами А.С. Голубкиной стали скульптура «Березка», портреты писателя
Л.Н. Толстого и его единомышленника В.Г. Черткова. За свою творческую жизнь она создала свыше двухсот произведений, выполненных в разных жанрах и материалах. В.А. Серов писал: «Голубкина из настоящих скульпторов, – их немного у нас в России».