Море во все времена вдохновляло художников на создание шедевров, которые и по сей день не оставляют никого равнодушными. Морской пейзаж − особый жанр живописи, ключевым элементом которого является морская стихия во всех ее проявлениях.
На выставке «Тихие песни прибоя» представлены произведения зарубежных и отечественных художников XIX – начала XX века, в которых особое внимание уделено морю. На бо́льшей части представленных работ − изображение тихой водной глади Венеции с виднеющимися вдали очертаниями городских построек. Людям, суднам и другим объектам отведены второстепенные роли. Венеция завораживала творцов своими живописными видами и служила источником вдохновения.
На выставке впервые после реставрации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И. Э. Грабаря представлены акварельные пейзажи «Вид неаполитанского залива и Везувий» и «Вид неаполитанского залива». Произведения датируются третьей четвертью XIX века, но имя автора долгое время не удавалось установить. После реставрационных работ детали стали более отчетливыми, поэтому удалось определить автограф художника – G.G. Lanza. Джованни Джордано Ланца (1827–1889) − неаполитанский художник, весьма востребованный акварелист, в числе заказчиков которого были и итальянский король Виктор Эммануил II, и представители русской аристократии.
Выставка приурочена к 145-летию со дня рождения выдающегося поэта, художника, литературного критика и искусствоведа Максимилиана Александровича Волошина (1877–1932). Представленные работы относятся к самому плодотворному периоду его творческой деятельности. Волошин значительную часть жизни провел в Крыму, и Киммерия стала главной темой в его творчестве. Названием выставки послужила строка из стихотворения «Море», написанного им в 1894 году:
…Я люблю тебя, чудное море мое,
Не за то, что ты сильно и вечно,
Наша жизнь пред тобою, как капля, ничто,
И как волны твои, быстротечна.
Я люблю твой прибой, твой чарующий шум,
То суровый, то тихий и нежный,
В нем слышны отголоски мучительных дум
И блаженство любви безмятежной.
Я люблю по часам над тобою сидеть,
Слушать тихие песни прибоя,
Чтоб потом самому тоже снова пропеть,
Что бывало пропето тобою.