«Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» в графике М.С. Чураковой»

1 февраля 2025 г. - 25 мая 2025 г.
Вершинное произведение творчества Ф. М. Достоевского, роман «Братья Карамазовы» был опубликован в 1879–1880 гг. в журнале «Русский вестник». Роман вобрал в себя размышления писателя о человеке, России, мире. Философскую проблему смысла жизни, веры и безверия, нравственной ответственности Достоевский раскрывает через трагедию «случайного семейства» — Фёдора Павловича Карамазова и его сыновей: Дмитрия, Ивана и Алёши. «Воистину всякий пред всеми и за всех виноват. Не знают только этого люди, а если б узнали – сейчас был бы рай», — такова центральная идея романа, творческая история которого связана и с родительским имением Даровое.
Персонажи, топонимы (названия мест) и основа сюжета — история отцеубийства — берут начало в местах «первого детства и отрочества» Достоевского. Дворовый человек, «приказчик» Григорий Васильев в романе стал слугой папаши Карамазова, а сын Григория Павел превратился в Смердякова. Памятна в Даровом 1830-х годов была дурочка Аграфена, жертва надругательства, — в романе она носит имя Лизавета Смердящая. Фёдор Павлович посылает сына Ивана в Чермашню, реальную деревню помещиков Достоевских, торговать лес в пустошах Бегичево и Дячкино. Мучительной памятью стала для Достоевского местная молва об убийстве собственными крепостными отца — Михаила Андреевича Достоевского, поклониться могиле которого у Свято-Духовского храма писатель приехал в 1877 году перед началом работы над романом «Братья Карамазовы». Финал же произведения заключает задушевную мысль Достоевского о спасительной силе «драгоценных воспоминаний детства», без которых «не может и жить человек». Для писателя одним из таких воспоминаний стало родительское Даровое. Первые иллюстрации к роману «Братья Карамазовы» появились ещё в конце XIX века. К произведению обращались такие художники, как П. М. Боклевский, Н. Н. Каразин, А. А. Алексеев, А. Д. Гончаров, Д. Н. Кардовский, В. Н. Минаев, Ю. И. Селивёрстов, Б. А. Диодоров, И. С. Глазунов.
В коллекции Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль» хранятся работы Марии Сергеевны Чураковой (1924–1982). Она родилась в Москве, в семье скульптора-анималиста, главы большой династии художников Чураковых, много лет занималась акварелью, пользуясь советами художника П. Д. Корина. В 1945 г. поступила на графический факультет Московского государственного художественного института, где под руководством художника П. Я. Павлинова осваивала гравюру на дереве. После окончания института училась у В. А. Фаворского. Участница Международной выставки книги в Лейпциге (1959). Книжные иллюстрации М. С. Чураковой отмечены дипломом и золотой медалью.
Иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» созданы художницей в 1971 г. и лишь единично воспроизведены в изданиях 1990-х гг. Полностью серия иллюстраций ещё ни разу не публиковалась. Рисунки выполнены в технике ксилографии — древнейшего вида гравюры на деревянной доске, одного из способов высокой печати. Печатная форма — клише — создаётся ручным гравированием рисунка ножами разной формы, стамеской и долотом. На доску с выпуклым изображением наносят ти- пографскую краску и вручную с помощью валика или на печатном станке прикатывают бумагу, на которой получается отпечаток рисун- ка в зеркальном отображении.
На выставке представлены ксилографии М. С. Чураковой, посвящённые значительным эпизодам романа «Братья Карамазовы»: спор о Боге между Фёдором Павловичем Карамазовым и сыновьями Иваном и Алёшей; встреча двух соперниц за Дмитрия Карамазова — Грушеньки и Катерины Ивановны; «бунт» Ивана Карамазова против Бога, вылившийся в «поэму» о Великом инквизиторе; кульминационное событие в жизни Алёши Карамазова, когда он, через сомнение и минутное неверие, прозревает главное дело своей жизни. Это и обретение себя Митей Карамазовым, желающим утешить всех плачущих и обездоленных. Это и катастрофа брата Ивана, отвергшего Бога. Все работы М. С. Чураковой объединяет характерная двухчастная композиция — своеобразное графическое воплощение романной идеи: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».