Страх, как хочется поскорее в Зарайск

11 июня 2025 г. - 24 августа 2025 г.
В 1904 году А.С. Голубкина писала своей старшей сестре Александре из Парижа в Зарайск: «Страх как хочется поскорее домой… мне иногда приходит в голову собрать свои пожитки и ехать домой». Эта цитата послужила основой для названия выставки, на которой представлены произведения Анны Голубкиной, а также живопись и графика художника Николая Матвеева. Их объединяет эпоха, художественная среда и… Зарайск.
Николай Сергеевич Матвеев (1855–1939) – участник передвижных художественных выставок и член-учредитель Общества художников исторической живописи. Художник учился В.Г. Перова и Е.С. Сорокина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а также посещал рисовальные вечера в мастерской И.Е. Репина. В 1896 году на второй выставке Общества художников исторической живописи Матвеев представил полотно «Король прусский Фридрих-Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства».
Одно из значимых произведений Н.С. Матвеева – картина «Евпраксия Рязанская». Она посвящена легенде из «Повести о Николе Заразском» о князе Фёдоре Юрьевиче Рязанском, его супруге княгине Евпраксии и их сыне. На выставке представлена фотография, на которой художник позирует для этого сюжета, а также альбом с зарисовками расположенного на территории Зарайского кремля памятника рязанским князьям.
В 1976 году полотна Н.С. Матвеева уже экспонировались в выставочном зале Дома А.С. Голубкиной. Спустя более чем сорок лет в этом же пространстве вновь представлены произведения художника на выставке, приуроченной к 170-летию со дня его рождения. Предметный ряд позволяет проследить не только общие тенденции в творчестве Н.С. Матвеева и А.С. Голубкиной, но и раскрыть их связь с Зарайском. Они работали на рубеже XIX–XX веков, в период значительных художественных перемен и поиска новых форм самовыражения. Учились в одном и том же учебном заведении – Московском училище живописи, ваяния и зодчества, ставшем для них важнейшим этапом в формировании профессионального мастерства. Особую роль в их творческом пути сыграл и Зарайск, город, в который так звала А.С. Голубкина: «Приезжайте к нам… Погуляем по Зарайску, старину вспомним».
Николай Сергеевич Матвеев (1855–1939) – участник передвижных художественных выставок и член-учредитель Общества художников исторической живописи. Художник учился В.Г. Перова и Е.С. Сорокина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а также посещал рисовальные вечера в мастерской И.Е. Репина. В 1896 году на второй выставке Общества художников исторической живописи Матвеев представил полотно «Король прусский Фридрих-Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства».
Одно из значимых произведений Н.С. Матвеева – картина «Евпраксия Рязанская». Она посвящена легенде из «Повести о Николе Заразском» о князе Фёдоре Юрьевиче Рязанском, его супруге княгине Евпраксии и их сыне. На выставке представлена фотография, на которой художник позирует для этого сюжета, а также альбом с зарисовками расположенного на территории Зарайского кремля памятника рязанским князьям.
В 1976 году полотна Н.С. Матвеева уже экспонировались в выставочном зале Дома А.С. Голубкиной. Спустя более чем сорок лет в этом же пространстве вновь представлены произведения художника на выставке, приуроченной к 170-летию со дня его рождения. Предметный ряд позволяет проследить не только общие тенденции в творчестве Н.С. Матвеева и А.С. Голубкиной, но и раскрыть их связь с Зарайском. Они работали на рубеже XIX–XX веков, в период значительных художественных перемен и поиска новых форм самовыражения. Учились в одном и том же учебном заведении – Московском училище живописи, ваяния и зодчества, ставшем для них важнейшим этапом в формировании профессионального мастерства. Особую роль в их творческом пути сыграл и Зарайск, город, в который так звала А.С. Голубкина: «Приезжайте к нам… Погуляем по Зарайску, старину вспомним».