Выставки в нашем музее
Письма русского путешественника
Путешествия были неотъемлемой частью человеческой жизни с самых давних времен. Археология дает нам богатый материал о странствиях древнейших…
Прекрасное пленяет навсегда
Выставка «Прекрасное пленяет навсегда» проходит в рамках национального проекта «Культура» и знакомит жителей разных регионов России с коллекцией…
Волшебный свет
Иллюстрации представляют собой новое, изобразительное измерение по сравнению с языком писателя. Они не должны буквально копировать содержание. Они…
28АпрПисьма русского путешественника
Путешествия были неотъемлемой частью человеческой жизни с самых
давних времен. Археология дает нам богатый материал о странствиях
древнейших людей. Путешествовали Гильгамеш и Одиссей, библейские
пророки и герои скандинавских саг, Плано Карпини и Марко Поло, «ходил»
за три моря тверской купец Афанасий Никитин. Путешественники открывали
новые страны и континенты, а рассказы об их странствиях будоражили умы
современников и вдохновляли поэтов и художников.
С конца XVIII в. в европейской культуре тема путешествий
наполнилась новыми смыслами. Цели были разные – от культурных и
образовательных до стремления поправить здоровье. География также
расширялась вслед техническому прогрессу.
Литература того времени все чаще говорит о важности новых
впечатлений, а библиотеки пополняются записками путешественников,
сочетающими документальные и беллетристические черты, близкие
мемуарам, дневникам и переписке. В России одним из самых известных
примеров таких записок стали «Письма русского путешественника»
Н.М. Карамзина, который наряду с А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским, был
одним из неформальных лидеров и вдохновителей просвещенной дворянской
молодежи «золотого века» русской культуры. Источником для «Писем»
послужили поездки будущего историографа по Западной Европе в 1789-1790
гг.
Выставка посвящена этому культурному феномену – путешествиям в
XIX – начале XX вв. – и представляет предметы изобразительного и
декоративно-прикладного искусства, редкие издания и фотографии,
привезенные из разных стран Европы, Ближнего и Дальнего Востока
владельцами дворянских усадеб Зарайского уезда и отражающие их
интересы, вкусы и подверженность веяниям моды.
Значительная часть вошедших в состав выставки предметов
происходит из усадьбы Сенницы, принадлежавшей близкому другу Н.М.
Карамзина графу Мих.Ю. Виельгорскому, путешествия которого по Европе
оказали огромное влияние на русскую культуру. Семья Виельгорских вела
активную зарубежную переписку с большим числом знакомых и друзей.
Например, графиня Л.К. Виельгорская в одном из писем Н.В. Гоголю
упоминает доктора Гугирта, портрет которого, датируемый 1844 г.,
экспонируется на выставке.
Потребность в такой деловой и личной эпистолярии делала
неотъемлемой частью багажа походные бюро или секретеры. Два таких
дорожных кабинета представлены на выставке. Первый из них выполнен
итальянскими мастерами в XVII в., а второй – украшенный цветочным
орнаментом и инкрустированный перламутром – был создан в это же время в
Османской империи.
Египетские походы Наполеона Бонапарта пробудили у европейцев
интерес к культуре Востока. Оружие, предметы быта и даже одежда – все
привезенные из поездок предметы воплощали в себе экзотику дальних стран.
Об активном увлечении восточной культурой свидетельствуют
усадебные коллекции японского и китайского искусства. Яркие тому
примеры – уникальный с этнографической точки зрения экспонат – занавеска
с вшитыми в нее японскими гравюрами на пергаменте, и созданная в XIX в. в
Китае курильница, украшавшие когда-то интерьер усадьбы Сенницы при
последних ее владелицах – семье графов Келлер.
Благодаря развитию техники на рубеже XIX – ХХ вв. на смену
альбомам с путевыми зарисовками приходит фотография. На выставке
представлены дорожный фотоаппарат и ранее не экспонировавшиеся
отпечатки с оцифрованных негативов конца XIX – начала XX вв. Снимки
были выполнены графом А.Ф. Келлером во время путешествий по России,
странам Европы, а также на Дальнем Востоке и в Маньчжурии в период
Русско-Японской войны.
Путешествия, которые, по словам Н.М. Карамзина, предпринимались
«единственно для того, чтобы собрать некоторые приятные впечатления и
обогатить свое воображение новыми идеями», существенно влияли на моду и
расширяли кругозор. Литературный жанр записок во время или после
путешествий давал возможность осуществить ментальный перенос в другие
страны и зачастую – утвердиться в идее о красоте русской природы и
русских городов. Поэтому поездкам по России посвящен первый, вводный
раздел выставки. Ее открывают открытые письма начала XX в. с видами
Зарайска и швейцарского города Вевея, ведь, как известно, Ф.М.
Достоевский писал: «Бронницы или Зарайск! – вот Вам Вевей. Но Зарайск,
разумеется, и богаче и лучше. Тут только один из самых первых в Европе
ландшафтов и больше ничего…»28АпрПрекрасное пленяет навсегда
Выставка «Прекрасное пленяет навсегда» проходит в рамках национального проекта «Культура» и знакомит жителей разных регионов России с коллекцией Рязанского художественного музея имени И.П. Пожалостина.
Сотрудничество рязанского и зарайского музеев имеет многолетнюю традицию, во многом основанную на единой исторической и культурной базе. Одной из знаковых для двух музеев фигур является выдающийся русский скульптор, уроженка Зарайска Анна Семеновна Голубкина. Тематика выставки обусловлена местом ее проведения – родным домом великого мастера. Поэтому на ней представлены работы ее современников: Я.Я. Калиниченко, Н.П. Крымова, В.В. Мешкова, П.И. Петровичева, Л.В. Туржанского, С.В. Беклемишева, В.Э. Борисова-Мусатова, А.И. Кравченко, С.Г. Никифорова, А.В. Исупова. Все они учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества примерно в те же годы, что и Голубкина, посещали занятия одних и тех же педагогов, но у каждого из них сформировалось свое представление о прекрасном и о его отражении в искусстве. С некоторыми из названных художников Анна Семеновна была знакома лично. Например, В.Э. Борисов-Мусатов старался помочь и поддержать Голубкину во время ее пребывания в Париже, о чем свидетельствуют сохранившиеся письма художника Анне Семеновне и воспоминания ее современников. Известно, что Голубкина в 1912 году по заказу выполнила надгробный памятник живописцу
и рисовальщику С.Г. Никифорову, запечатлев его с палитрой в руке. «Военных изображают со шпагой. Палитра – это оружие художника» — говорила Голубкина. Сама художница, поступив в МУЖВЗ, первоначально хотела заниматься живописью, которая в то время занимала ведущее место в художественной жизни страны. Однако позднее она полностью посвятила себя скульптуре.
Но в свободное время в течение всей жизни возвращалась к живописи и рисунку.Многие живописные работы современников А.С. Голубкиной, представленные на выставке «Прекрасное пленяет навсегда», созвучны ее творчеству своим символистским восприятием мира, декоративностью и экспрессивной выразительностью художественного языка, стремлением осовременить традиционные библейские сюжеты живописными достижениями импрессионизма, любовью к созерцательности и родной природе.
В этом же зале представлены предметы из собрания Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль», позволяющие проследить творческий путь
А.С. Голубкиной. Родилась она в семье зарайских огородников, потомков крепостных крестьян села Мотовилово Михайловского уезда Рязанской губернии. Дед, старовер-начетчик Поликарп Сидорович Голубкин, заменивший рано осиротевшим внукам отца, оказал влияние на формирование нравственных устоев семьи. Вниманию посетителей представлена Библия, принадлежавшая деду.Не имея возможности в детстве получить систематическое образование, Анна Голубкина с ранних лет стремилась к знаниям. С ранних лет увлекалась рисованием и лепкой. Работая на огородах, выбирала из земли глину и лепила. Только в возрасте 25 лет она решила изменить свою жизнь и отправилась учиться на художника в Москву. Ее творческий путь начался с маленькой скульптурки «Молящаяся старуха» 1889 г., которую она представила в качестве вступительной работы в Классах изящных искусств А.О. Гунста преподавателю С.М. Волнухину, после чего была зачислена с освобождением от платы за обучение «в виду выдающегося таланта». Эта работа Голубкиной экспонируется на выставке.
Затем последовала учеба в МУЖВЗ, где ее учителем был незаурядный скульптор и талантливый педагог С.И. Иванов. В 1894 г. Анна Семеновна поступила в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге
в мастерскую профессора В.А. Беклемишева. Ко времени поступления
в Академию у Голубкиной уже выработался свой художественный язык.
Далее последовали три поездки в Париж с целью совершенствования художественного образования. Ее наставником в Париже стал О. Роден.
На Весеннем парижском салоне 1899 г. Голубкина представила работу «Старость», за которую художница была удостоена награды – бронзовой медали Французской академии литературы и искусства. В основу многих работ мастера легли зарайские впечатления – «Иван Непомнящий», «Портрет Н.Н. Алексеевой», «Портрет
Л.И. Сидоровой», «Портрет А.Н. Глаголева», «Раб». «Бараны» и др. Последними работами А.С. Голубкиной стали скульптура «Березка», портреты писателя
Л.Н. Толстого и его единомышленника В.Г. Черткова. За свою творческую жизнь она создала свыше двухсот произведений, выполненных в разных жанрах и материалах. В.А. Серов писал: «Голубкина из настоящих скульпторов, – их немного у нас в России».05АпрВолшебный свет
Иллюстрации представляют собой новое, изобразительное измерение по сравнению с языком писателя.
Они не должны буквально копировать содержание.
Они служат созданию зримой атмосферы книги, акцентируя внимание на том, что поразило художника.
И.Т. БогдескоВыставка «Волшебный свет» приурочена к 100-летию со дня рождения Народного художника СССР, выдающегося каллиграфа и мастера книжной графики Ильи Трофимовича Богдеско.
Богдеско внес большой вклад в искусство книжной графики, создав серии иллюстраций к произведениям мировой классической литературы.
Они выполнены в сложной технике резцовой гравюры на металле, которую использовали Дюрер и Рембрандт.
На выставке представлены иллюстрации к роману Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера», за которые на всесоюзном конкурсе «Искусство книги» в 1980 году художник был удостоен диплома имени Ивана Федорова.
Иллюстрирование романа Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» стало вершиной творчества Богдеско. Работа над созданием образов заняла у мастера целых 25 лет. За это время мастер создал более трехсот тысяч эскизов из 39 резцовых гравюр. Интересно, что художник был противником прямого иллюстрирования текста:
он создавал образы, почерпнутые из книг, с опорой на собственные впечатления.
Особое внимание Илья Трофимович уделял искусству каллиграфии,
а последнее десятилетие жизни посвятил искусству шрифта. В 2006 году вышла его монография «Каллиграфия», которая стала отличным пособием для любителей и профессионалов, занимающихся этим ремеслом. Художник создал собственную типографскую гарнитуру «Алфавит Богдеско» – набор прописных букв кириллицы и латиницы, который вошел в регистр используемых алфавитов. И.Т. Богдеско
был признан одним из десяти лучших каллиграфов мира.