Выставки в нашем музее
-
«Пророку – отечество. К 30-летию открытия памятника Ф.М. Достоевскому в Даровом»
Тридцать лет назад – 25 сентября 1993 года – состоялось открытие памятника Ф.М. Достоевскому в Даровом. Первый памятник…
«Скульптура А.С. Голубкиной. Взгляд фотографа»
Выставка «Скульптура А.С. Голубкиной. Взгляд фотографа» расскажет о творческой судьбе выдающегося русского скульптора и познакомит посетителей с именем…
«Драгоценный памятник благородного образа мнений»
Выставка посвящена 225-летию со дня рождения поэта А.С. Пушкина и 85-летию со дня рождения художника А.С. Смирнова. Анатолий…
06Дек«Пророку – отечество. К 30-летию открытия памятника Ф.М. Достоевскому в Даровом»
Тридцать лет назад – 25 сентября 1993 года – состоялось открытие памятника
Ф.М. Достоевскому в Даровом.
Первый памятник Ф.М. Достоевскому был открыт в годовщину революции в
Москве на Цветном бульваре. Скульптура была выполнена С.Д. Меркуровым
в 1911-1914 гг. по заказу мецената Н.А. Шахова, но задумана раньше, в 1905
году.
Второй памятник писателю появился только спустя 75 лет, 25 сентября 1993
года, причем место его установки было выбрано неслучайно, произошло это
в Даровом – усадьбе, где провел детские годы Ф.М. Достоевский. Авторы
памятника: скульптор, заслуженный художник России Ю.Ф. Иванов;
архитектор, заслуженный архитектор России, профессор Н.А. Ковальчук.
Памятник изготовлен на Мытищинском заводе художественного литья и
возведён на средства предпринимателя Б.В. Писарева.
На открытии памятника в Даровом в 1993 году собрались известные
писатели, поэты, художники, представители культуры ближнего и дальнего
зарубежья, среди которых был русский писатель, публицист, вице-президент
Международного фонда славянской письменности и культуры Марк
Николаевич Любомудров. Он дал следующую оценку этому событию:
«25-го сентября было открытие памятника Ф.М. Достоевскому в Даровом,
под Зарайском, в имении Достоевских. Памятник гениален. Такого уровня
памятников писателям и общественным деятелям в стране сегодня единицы.
Памятник Достоевскому, скульптора Ю.Ф. Иванова – трагический, это
трагедия русского стоицизма. Здесь Достоевский прозревает русский
апокалипсис ХХ века. В нем и боль автора, который знает, какую цену
заплатил народ, отвергнувший своего пророка…
Памятника такой огромной духовной силы, сконцентрированной в бронзе,
сегодня нет ни в Петербурге, ни в Москве, да они и не смогли бы его
вместить. Бесы станут стеной – не могут же они простить автору тех
разоблачений, которые уже подтверждены историей.
Поразительно: в момент освящения памятника, во время святительского
молебна — вдруг проглянуло солнце (а день был хмурый, пасмурный, со
студеным ветром, типично осенний). Солнце светило все время, пока шло
открытие и праздничный митинг. Народу было много, около тысячи,
наверное. Из Москвы – четыре автобуса, многие – на своих машинах».01Фев«Скульптура А.С. Голубкиной. Взгляд фотографа»
Выставка «Скульптура А.С. Голубкиной. Взгляд фотографа» расскажет
о творческой судьбе выдающегося русского скульптора и познакомит
посетителей с именем Л.М. Сытина, одного из самых востребованных
художников-фотографов в области съемки музейных коллекций первой
половины XX века.
А.С. Голубкина была человеком скромным и фотографировалась
крайне неохотно. Однако она понимала необходимость иметь под рукой
фотографии своих работ. Первые фотографии произведений Голубкиной
были сделаны еще в годы ее ученичества в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества. В письме старшей сестре из Парижа в 1897 году Анна
Семеновна пишет: «…Когда-нибудь, когда будешь в Зарайске, пришли мне,
пожалуйста, фотографию (большую) с моего эскиза углем (знаешь, эту, с
ангелом). Может, можно будет барельеф работать…». А в 1898 году,
готовясь к встрече с Марком Антокольским и Огюстом Роденом, в письме к
родным просила выслать ей фотографию «с мальчишки, ту, у которой на
изнанке написано «мой» и барельеф бабы с девчонкой. Мне они нужны,
чтобы показать…»
Благодаря фотографиям сегодня мы имеем возможность увидеть не
сохранившиеся до настоящего времени скульптуры А.С. Голубкиной.
Начиная с 1900 года, когда работы художницы стали представляться на
выставках, ее произведения снимали профессиональные фотографы Москвы.
В 1938 году Государственный Музей-мастерская Голубкиной пригласил с
целью «изготовления художественных фотографий со скульптуры
Голубкиной для массового распространения» профессионального фотографа
Льва Максимовича Сытина. Это непродолжительное сотрудничество было
плодотворным. Высокую оценку его работам дала Вера Николаевна
Голубкина, племянница скульптора и первый директор Музея-мастерской
скульптора в Москве: «…До настоящего времени только в Ваших
фотоснимках удалось так полно и в высокохудожественной форме передать
глубокий смысл содержания, фактуру поверхности, материал и объем
скульптур Анны Семеновны Голубкиной, выполненных в мраморе, дереве,
камне, бронзе и в тонированном и белом гипсе…»
Фотографии Л.М. Сытина представлялись на второй персональной выставке
произведений Анны Семеновны в 1944 году. Более 300 снимков с
произведениями Голубкиной, выполненных Сытиным, сохранилось
благодаря потомкам фотографа.
Впервые в родном доме художницы будут представлены
автобиографические материалы фотографа из семейного архива потомков
Л.М. Сытина и его фотографии (цифровые копии), на которых запечатлены
работы А.С. Голубкиной.12Апр«Драгоценный памятник благородного образа мнений»
Выставка посвящена 225-летию со дня рождения поэта А.С. Пушкина и 85-летию со дня рождения художника А.С. Смирнова.Анатолий Сергеевич Смирнов (1939-2012) – художник-график, заслуженный художник Российской Федерации. Его творчество охватывает различные техники: от акварели и рисунка до офорта, линогравюры и литографии. Он создавал портреты, пейзажи и натюрморты, а также иллюстрации к произведениям русских писателей и поэтов.Смирнов получил образование в Горьковском художественном училище, где изучал живопись. Однако его вклад в искусство книжной графики оказался особенно значимым. Художник создавал иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, включая «Евгения Онегина», «Дубровского» и «Капитанскую дочку». Он подчеркивал: «Книги всех авторов надо оформлять хорошо, Пушкина – особенно».Особое внимание заслуживают иллюстрации, которые Смирнов создал к «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина», цитата из которых стала названием выставки: «Взявшись хлопотать об издании Повестей И.П. Белкина, предлагаемых ныне публике, мы желали к оным присовокупить хотя краткое жизнеописание покойного автора и тем отчасти удовлетворить справедливому любопытству любителей отечественной словесности… Помещаем его безо всяких перемен и примечаний, как драгоценный памятник благородного образа мнений и трогательного дружества, а вместе с тем, как и весьма достаточное биографическое известие».Работы А.С. Смирнова поступили в фонды Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль» из Центрального дома художника (Государственной картинной галереи СССР) и экспонируются впервые.