В Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль» после реставрации вернулись девять экспонатов из коллекции изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это две шкатулки XIX века (Дальний Восток), одна живописная картина и три графических листа, фарфоровый чайник XVIII века, подарочная кружка производства знаменитого в России завода Батенина и статуэтка-болванчик второй половины XIX века.
Реставрационные работы проводились во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И. Э. Грабаря.
Среди экспонатов акварельный итальянский пейзаж «Вид неаполитанского залива и Везувий». Кропотливую работу над картиной проводили реставраторы Савкова Ю.В. и Куприянова М.О. Пейзаж привлек внимание исследователей своей стилистикой, внимательной многодельной профессиональной работой.
Ясно было, что это работа незаурядного мастера середины – третьей четверти XIX в. До реставрации прочитать автограф художника не удавалось, так как пейзаж был загрязнен, . Подобные работы любили привозить из Италии русские путешественники в XIX в. Они отражали их представления об этом «Богом взысканном крае» — стране музыкантов и художников.
После реставрации детали пейзажа стали более отчетливыми и, вооружившись лупой и ультрафиолетовым фонарем, музейным сотрудникам удалось прочитать автограф художника – G.G. Lanza. Вот кто оказался этим таинственным неизвестным итальянским мастером – Джованни Джордано Ланца (1827–1889). Неаполитанский художник — пейзажист, первым учителем которого был профессор Джачинто Джиганте. Д.Д. Ланца был акварелистом весьма востребованным — его заказчиками были и итальянский король Виктор Эммануил II, и французские Бурбоны, и представители русской аристократии. Нужно отметить, что художник не раз повторял свои наиболее удачные работы. Выяснилось, что копия музейного пейзажа была продана на аукционе СRISTIEʼS в июле 2011 г. На европейском и американском арт-рынке работы Д.Д. Ланца встречаются довольно часто.
Также вернулся интересный образец русского частного фарфорового производства — чайная кружка, изготовленная на заводе Батенина в 1834-1838 годах. Массивная цилиндрическая кружка с характерной изогнутой ручкой обильно покрыта позолотой и украшена видом Александровской колонны в Петербурге. Судя по декоративному оформлению и обилию позолоты, кружка относилась к подарочным изделиям завода. В ходе реставрации предмет был расшит, очищен, восполнены утраченная ручка и сколы.
Всего в 2020 году было отреставрировано 92 музейных предмета на сумму почти 2 миллиона рублей. Фонды музея в текущем году пополнились более чем на 1000 экспонатов.