Как я начал делать открытки

Шёл 2009 год, прошло почти десять лет с окончания мной Текстильного университета им. А.Н. Косыгина, где я учился на художника-стилиста по орнаменту на ткани, и столько же, как я стал профессионально заниматься фотографией. Она меня окружала с детства, отец, Николай Петрович Бесчастнов, снимал на чёрно белую плёнку и затем сам печатал получившиеся кадры при красном свете ламп. Обычно он это делал в своём кабинете, освобождая вечером рабочий стол от кип бумаг со своими рукописными текстами, устанавливая польский фотоувеличитель Крокус-2 и множество кювет с фотохимическими растворами. Тогда это было особенное таинство, которое сопровождалось запахом фотохимии, запоминающимся навсегда. Этот запах невозможно ни с чем перепутать. Фотографией мой отец занимался эпизодически, так как его основная работа была связана с научной и преподавательской деятельностью. Для моего дедушки, Ивана Яковлевича Дергилёва, напротив, фотография стала делом всей его жизни. Я мог наблюдать за его работой, когда гостил у него. В советское время он вместе с бабушкой занимался созданием фотооткрыткок, которые потом расходились по всей стране. В специально оборудованном для съёмок месте он собирал композиции из цветов и бумаги, а затем, закрываясь в тёмной комнате, колдовал над проявкой цветных позитивных фотоизображений, слайдов большого размера. Если я надоедал, то мне выдавали старинную камеру с мехами и сажали на кровать, где я мог с большим удовольствием заниматься её изучением.

Именно в 2009-м году я задумался об том, чтобы начать делать свои открытки. Мой интерес был вызван в основном сочетанием техники исполнения и смысла, который должен быть заложен в фотооткрытку при её создании. Хотелось дарить близким людям в праздники что-то своё, оригинальное, связанное с собственными мыслями по этому поводу. Кроме того, хотелось продолжать традицию художников, которые рисовали графику, офорты лимитированного тиража в размер открытки и, вкладывая их в конверт, посылали по почте друг другу, поздравляя с праздниками. Чаще всего таким событием становился Новый год. Про эту традицию я впервые узнал у мамы, московского художника-графика Алёны Ивановны Дергилёвой. Решив продолжить её, я начал с новогодней тематики. Каждый год особенный, и имеет свои отличия. Это могут быть как цвета и символы, так и события, которые в той или иной степени повлияли на течение времени. Всё это я старался учитывать, при создании своих фотооткрыток. И так, давайте посмотрим некоторые из них.

На 2010-й год была задача сделать разделение цифр года цветом, это была проба пера. Старый новый год же, который традиционно проходит с 13-го на 14-е января, преподнёс сюрприз. В эти дни я был в подмосковном городе Зарайск и заметил, что местные жители вывесили сушиться постельное бельё вдоль сараев. Между рядами белых простыней, ярким пятном на фоне сугробов выделялось одно с изображением тигра, символом 2010 года. Это и сделало тему открытки.

Открытка посвящённая 2011-му году была оформлена в стиле мелких индийских монет, выпущенных специально для малограмотного населения страны, где цифры показаны пальцами. Потаённого смысла и связи с годом здесь искать не стоит, мне просто понравился приём лаконичностью подачи материала.

В 2012-й год, год водяного дракона, было сделано два варианта открытки. В одном случае на девушке был макияж в стиле дракона, а цифры формировались её же волосами. К сожалению, я не взял в учёт, что размер лица модели на открытке весьма мал и все старания визажиста стали плохо видны и мало убедительны. Поэтому был сделан второй вариант, более отвечающий и цвету, и форме символа года, выполненный в технике эбру (рисование масляными красками по воде).

Годом красного огненного петуха был 2017-й год. Я решил использовать технику рисования светом (англ. light painting). Изначальная идея была в том, чтобы на чёрном фоне написать красным светом цифры, такой приём выглядит лаконичным и графичным. В процессе работы цифры превратились в хвост, а остальные завитки, сфотографированные во время съёмки, сформировали голову птицы.

2020-й год стал большим испытанием для всего мира. В данном случае огонь был использован, как символ надежды на лучшее, а мышь, символ года, по своему обыкновению немного погрызла свечки, напомнив о своём присутствии.

2022-й был годом водяного тигра, поэтому были выбраны синие оттенки для фона, а цифры, три одинаковых двойки, были показаны кубиками льда. Цифра ноль, выделяющаяся на фоне двоек, стала образом символа года и в целом символом праздника, так как в нашей стране конец декабря и начало января совпадает с урожаем цитрусовых из Марокко, и мандарины каждый год занимают почётное место на праздничных столах по всей стране, согревая зимние чёрно-белые российские будни своим тёплым, ярко-оранжевым цветом.

 

Петр Николаевич Бесчастнов,
внук Ивана Яковлевича Дергилева

 

 

© 2023 «Зарайский кремль». Все права защищены.
Информация на страницах сайта не является публичной офертой.
Политика конфиденциальности. Регламент предоставления государственной услуги.
Путеводитель по Подмосковью Госуслуги Travellers’ Choice Культура. Гранты России - информационный портал Министерство культуры Московской области