Мода – понятие довольно широкое – это и совокупность привычек, ценностей и вкусов, принятых в определённой среде в определённое время, и установление идеологии или стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Она определяет не только тип или форму одежды и аксессуаров, но и правила общения и даже организации пространства. В своем современном понимании она появляется еще в XVII в. и постепенно завоевывает массы и территории.
Мода – соперница Традиции. На протяжении многих столетий внешний вид и образ жизни человека определялись локальными традициями. Любой этнографический музей при желании можно назвать музеем анти-моды. Предметы быта в самом широком их спектре – скроенные по традиционным лекалам, имеющие традиционные формы, украшенные традиционными орнаментами – почти не менялись столетиями.
Вплоть до промышленного переворота следование веяниям моды было привилегией немногих. Развитие индустрии сделало моду доступнее. Массовое производство аксессуаров и тканей, появление швейных машинок – все это сыграло на руку моде в ее противостоянии с традицией. Перестав быть сословной привилегией, она постепенно становится универсальным и массовым явлением.
На выставке представлены произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства конца XVIII – начала ХХ вв. За этот относительно короткий период времени господствовали, сменяя друг друга, стили барокко, классицизм, ампир, романтизм, историзм, эклектика, модерн. Все они так или иначе отражены на выставке.
Портрет Екатерины II в гвардейском мундире является ярким примером тесной связи моды и политики. Разнообразие подхода художников первой половины XIX в. к изображению личности демонстрируют живописные и графические портреты, выполненные на кости, бумаге, картоне и пергаменте. Камерные портреты девушек, решенные в нежных пастельных оттенках, соседствуют с романтическими образами графа М.М. Виельгорского-Матюшкина, М.И. Глинки и А.С. Пушкина.
Огромное влияние на моду середины и второй половины XIX в. оказал стиль историзм. На выставке представлены отсылающие нас к эстетике эпохи Возрождения ковер с живописным изображением романтической сцены, декоративное блюдо с аллегорическим изображением плодородия. Рокайльные мотивы и галантные сцены – яркие атрибуты барокко и рококо – использованы в декоре веера и канделябра французской мануфактуры Vion & Baury.
Ярким примером широкого распространения моды во второй половине XIX в. является представленная на выставке серия иллюстраций с образцами женских и детских костюмов для прогулок, светских выходов и повседневных занятий. Развитие художественной промышленности отражают эскизы расцветок ткани московского Товарищества ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель» и их образцы.
Изменение женского костюма под влиянием эклектики и модерна к концу века продемонстрировано одеждой и аксессуарами: пальто и сапогами, сумочками и различными украшениями. В это же время общество переживает очередной всплеск увлечения восточной культурой, отраженный на выставке рядом экспонатов. Склонность к эклектике в начале XX в. включала в себя сочетание необычных материалов: шкатулки инкрустировались костью и перламутром, а броши и браслеты – засушенными жуками и лапками птиц.
Выставку дополняют воссозданные по рецептуре 1905 года ароматы духов.
Проект реализован совместно с мануфактурой «Душистыя радости» (г. Коломна) и коллекционером Е.А. Взоровой.